Судебно-медицинская экспертиза транспортной травмы, страница 6

1.  Установление состояния здоровья членов экипажа самолетов (вертолетов) до и во время полета. Выявление у них заболе­ваний, решение вопроса о возмодности и характере их прояв­лений во время полета (разрыв аневризмы сосудов моэга, при­ступ стенокардии, перфорация язвы желудка и т.д.).

2.  Выявление возможного воздействия на членов экипажа и пассажиров во время полетд каких-либо неблагоприятных фактеров (кислородное голодание, резкие перепады давления, динамические перегрузки; т.д.).

3.  Выявление алкогольного опьянения, приема наркотических, снотворных и др. веществ у членов экипажа и пассажиров.

4.  Выявление повреждений, не связанных с авиационной травмой (огнестрельные, колото-резаные и т.д.).

5.  Определение причины и времени наступления смерти. Установление наличия, характера, механизма и последовательности образования повреждении.

6.  Установление прижизненности повреждений, прижизненности попадания в пламя.

7.  Установление места нахождения и позы членов экипажа в мо­мент травмы.

8.  Установление основного направления травмирующего воздей­ствия.

9.  Идентификация трупов и их останков.

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА АВИАЦИОННОЙ ТРАВМЫ

1.  В связи с большой сложностью и нередко очень большим объ­емом работы, как правило, назначается комиссионная или комплексная судебно-медицинская экспертиза с участием судебно-медицинских экспертов, имеющих опыт экспертизы авиационной травмы, специалистов авиационной медицины, представителей инженерно-технических служб и др.

2.  Соблюдают следующую последовательность (этапы) проведения экспертизы:

а) Изучение обстоятельств данного происшествия и докумен­тации на погибших членов летного экипаж и пассажиров. При этом выясняют, какое летное задание (полет) выпол­няв экипаж самодета, в каких условиях оно выполнялось:

время, место, высота полета, метеорологические условия и т.д.; какие действия выполняли члены экипажа в поле­те до и во время развития аварийной обстановки; состо­яние здоровья членов летного экипажа до полета по дан­ным медицинских документов, свидетельству родственна крови сослуживцев и т.д.; наличие у членов экипажа и пассажиров индивидуальных особенностей, примет и т.д., которые могут быть использованы при идентификации лич­ности (стоматологический статус, костные мозоли и др.).

б) Осмотр места происшествия (аварии, катастрофы).

При осмотре необходимо установить место падения самодета, взаиморасположение самолета, его частей трупов и их останков, наличие внедрения в тело деформированных и разрушенных частей самолета, ущемление в конструкциях самолота тела, одежды, их частей и обрывков, расположе­ние следов крови, волос, кусочков тканей и одежды на обломках самолета и местности, состояние, повреждения и загрязнения снаряжения и одежды членов экипажа и пасса" жиров, состояние систем жизнеобеспечения самолета; сле­дует подробно описать трупные явления, описать и сфото­графировать повреждения тела.

в) Ознакомление с устройством кабины и пассажирского сало­на однотипного самолета.

При изучении особенностей конструкции кабина и салона однотипного самодета необходимо установить местоположение и поэычленов экипажа, особенности их действий во время поя ста, выявить детали и конструкции, которые мо­гут дать контактные повреждения (при необходимости по -лучить консульта ции у соответствующих специалистов). При наеэдах самодета установить высоту от эемли кромки крыла и других выступающих частей самодета. При переез­дах - особенности рисунка протектора колес шасси.

г)    Судебно-медицинское исследование трупов и их останков

При наружном исследовании особое внимание уделяется повреждениям, позволяющим судить о месте расположения, рабочей позе и действиях членов экипажа в момент удара самолота о землю, наличию следов воздействия пламени, нефтепродукт ов, токсических веществ, признакам приживненности повреждений и т.д. Повреждения одежды и тола должны быть сфотографированы по правилам масштабной съемки.

При внутреннем исследовании обращают внимание на на-дичие, характер и прижиэненность всех выявленных поврем дений. Устанавливают механизм и последовательность об -разования повреждений. Выявляют заболевания у членов экипажа и дают им оценку. Выявляют индивидуальные особенности и приметы, пригодные дм идентификации личное ти. Берут материал для дополнительных  исследований.

д) Проведение дополнительных исследований.

При проведении дополнительных исследований во всех случаях проверяют наличие в тканях трупа алкоголя, кар боксигемоглобина, по показаниям - наркотиков, снотвор­ных и других ядов и медикаментов. Применяют рентгено -графию для выявления наличия и характера повреждений костей скелета, инородных тел и т.д. Устанавливают групповые особенности крови и сопоставляют ее с кровью, кусочками тканей и др., обнаруженными на частях самолета и местности. Проводят гистологическое исследование для установления заболеваний, прижиэненности и давнос­ти (время) образования повреащений. Применяют люминис-центные и другие исследования для выявления нефтепродуктов на одежде и теле. При обнаружении на одежде и теле загрязнений красками, лаками, нефтепродуктами и др. устанавливают их происхождение.

При необходимости проводят идентификацию неопознан­ных, обезображенных и расчлененных трупов. Устанавливают количество лиц, пострадавших в авиационном проис­шествии.

е) Оформление результатов экспертизы (составление заключения).