Судебно-медицинская экспертиза транспортной травмы, страница 5

10.Разделение тела на части, травматическая ампутация конеч­ностей.

11.Признаки общего сотрясения тела.

12.Повреждения, характерные для падения на плоскости или с высоты.

13.Разрывы одежды от удаоов частями железнодорожного транс­порта, воздействия колес или трения вследствие волочения и скольжения.

14.Деформация металлических, частей одежды, предметов и др.

ПОВРЕЖДЕНИЯ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Повреждения водном транспортом встречаются реже других видов  транспортной травмы. Они возникают от воздействия гребных винтов, подводных крыльев, якорей и якорных цепей (тросов), сдавления тела медду бортами судов или бортом судна и пирсом (причалом).

Острые края гребные винтов наносят большие раны, напоми­нающие рубленые, которые располагаются веерообразно.

Острые грани подводных крыльев причиняют большие раны, напоминающие рубленые, иногда отделяют части тела (рука, нога и др.).

При сдавлении тела медду бортами судов или бортом судна и пирсом (причалом) отмечаются повреждения, характерные для сильного сдавления тела: деформация головы, грудной клетки, таза, множественные переломы костей и разрывы сочленений, раэмоэжения внутренних органов, разрывы диафрагмы, брюшной станки, промежности со смещением внутренних органов или выпа­дением их и т.д.

АВИАЦИОННАЯ ТРАВМА

Все повреждения, возникающие при авиационных происшествиях, делят на 3 основные группы:

1.  Повреждения частями самолета на земле.

2.  Повреждения внутри самолета во время полета.

3.  Повреждения внутри самолета при падении его и ударе о землю.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ХАРАКТЕР ПОВРЕЖДЕНИЙ ЧАСТЯМИ САМОЛЕТА НА ЗЕМЛЕ

1.  Удар лопастями винта. Быстро вращающиеся лопасти винта са­модета (вертолета) наносят множественные обширные пояреж -дания тела типа рубленых ран с полной или частичной ампутацией конечностей, отделением головы или ее части, глубо­кие разрубы туловища.

2.  Наезд самолета. Встречается при взлете и посадке самолета. Повреждения наносятся чаще передней кромкой крыла. В силу большой скорости движения от удара происходит травматичес­кая ампутация головы, верхних конечностей, разделение ту­ловища на уровне грудной клетки, обширные разрушения тела, располагающиеся на уровне крыла самолета.

3.   Переезд колесами шасси самолета. Повреждения аналогичны встречающимся при переезде колесами тяжелых грузовых автомашин.

4.  Втягивание тма в воздухозаборник турбореактивного двига­теля. Сильный поток воздуха (до 8000-6000 куб. м в секун­ду), вызывающий присасывающее действие, может втянуть те­ло человека, оказавшегося вблизи двигателя, в воздухозаборник. При этом наблюдаются баротравма легких, переломы длинных трубчатых костей конечностей, ребер, разрывы и размятия внутренних органов (печэнь, легкие и др.).

5.  Повреждение раскаленной струёй гаэов турбореактивного двигателя. Сильная струя гаэов, раскаленных до 500-600 градусов, с силой отбрасывает лиц, находжихся воэде сопла турбореактивного двигателя. При этом наблюдаются повреждения, характерные для падения^ восмамвнение и обгорание одежды, тяжелые ожоги преимущественно открытых частей те­ла.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ХАРАКТЕР ПОВРЕЖДЕНИЙ ВНУТРИ САМОЛЕТА ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА

1.  Повреждение взрывной волной. Встречается при вэрыаах го -рючего, боеприпасов и др. э самолетах и вертолетах. В за­висимости от мощности взрыва наблюдается полное или частичное разрушение одежды и тола, иногда разрывы их на мел­кие части, которые могут быть разбросаны в радиусе нескольких километров от места взрыва. При взрывах горючего иногда находят его следы на частях тела и одежды.

2.  Взрывная декомпрессия. Наблюдается при разгерметизации кабины и салона самолета на большой высоте. При исследовании трупа отмечают баротравму легких, газовую эмболию, кровоизлияния в полости среднего и внутреннего уха, разрыв барабанных перепонок и др.

3.  Ударные перегрузки. Наблюдаются при катапультировании от сильного удара через ката пудьтное кресло в направлении

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ХАРАКТЕР ПОВРЕЖДЕНИЙ ВНУТРИ САМОЛЕТА ПРИ ПАДЕНИИ ЕГО И УДАРЕ О ЗМЛЮ

1. Удар о части самолета. Большая сила удара приводит к грубому разрушению одежды и тела. При этом наблюдаются отрывы отдельных частей тела и внутренних органов, разрывы и раэ-мозжения мягких тканей, вскрытие полостей, множественные оскольчатые переломы костей скелета, деформация отдельных частей или всего тела, смещения внутренних органов, выпадение их, внедрение частей самолета в тело и др.

2. Взрывная волна. При ударе самолета о землю модет иметь место взрыв горючего и боеприпасов. Взрывная волна приводит к полному разрушению одежды и тела на мелкие части и разбрасыванию их в радиусе до нескольких километров. При взрывах на останках тела и одежщы иногда можно обнаружить следы горючего.

3. Термическая травма. Пламя, образующееся при взрывах горючего и боеприпасов, вызывает обгорание одежды и ожоги тела как приязненные, так и посмертные, разной интенсивности, иногда до полного обугливания тела. При исследовании могут быть выявлены признаки прижизненного попадания в пламя, следы горючего и др.

4. Отравление токсическими продуктами горения. Образующиеся при взрывах горючего и боеприпасов, а такде при горении лаков, красок, полимерных материалов окись углерода и дру­гие токсические продукты могут вызвать острое отравление у экипажа самолетов и пассажиров.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАЗРЕШЕНИЮ ПРИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ АВИАЦИОННОЙ ТРАВМЫ