Наблюдения за природой
Тема «Путешествие с облаками»
Задачи
Первая младшая группа:
— формировать умение называть явления неживой природы и некоторые действия, связанные с ними, полным названием (небо, облака, плывут);
— учить замечать и называть простейшие состояния погоды, отражающиеся в состоянии неба и облаков (небо хмурое, ясное, облака белые, пушистые, серые, дождевые; облака плывут быстро, медленно).
Вторая младшая группа: формировать умение самостоятельно определять и называть состояние погоды (прохладно, небо хмурое, дождливое, на небе много облаков, они закрыли солнышко, дует ветер — облака быстро плывут по небу; тепло, на небе солнышко, небо чистое, голубое, облаков нет; ветра нет — облака медленно плывут по небу; летом чаще облака белые и пушистые, как вата).
Средняя группа: формировать умение замечать отличительные особенности летнего неба в разное время суток, облаков в зависимости от погоды (перед дождем, в солнечную, ветреную и безветренную погоду).
Старшая и подготовительная к школе группы:
— формировать умение видеть и описывать небо в разную погоду (предгрозовое, перед дождем, после дождя, в солнечную ясную погоду), представление о том, что облака — это взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара;
— учить выделять разную форму облаков (как перья птицы — перистые, как большая куча снега, ваты — кучевые; большие по размеру, как огромный ком, с серым цветом, тучи — дождевые), по облакам определять, какая будет погода (перистые и кучевые облака к хорошей погоде; дождевые – к дождю; сгущение темных облаков в тучи – к грозе);
— знать некоторые приметы, связанные с состоянием неба, облаков, замечать их;
— замечать изменение цвета облаков в зависимости от части суток (белые, золотистые, розовые, розовато-багряные);
— развивать воображение в наблюдениях за облаками (построение зрительных ассоциаций, придумывание историй, сказок, сочинение стихов, рисование фантастических картин).
Словарная работа: небо, небосвод, высокое, голубое, хмурое, пасмурное, безоблачное, облачное, утреннее, дневное, вечернее, ночное; облако, облачко, облака, туча, белые, белоснежные, серые, темно-серые, кружевные, пушистые, воздушные, нависшие, золотистые, розовые (на восходе), розовато-лиловые, багряные (на закате), пронизанные солнечными лучами, свинцовые, тяжелые; движутся, бегут, мчатся, летят, плывут, собираются, скучиваются, опускаются, закрывают солнце, предвещают погоду; перистые, кучевые облака; утреннее, вечернее, ночное небо; предгрозовое небо.
Вопросы детям после спокойного созерцания облаков (используются в соответствии с возрастом детей в неоднократных наблюдениях)
♦ Что вы видите на небе?
♦ На что похожи облака? С чем их можно сравнить?
♦ Облака неподвижны или движутся?
♦ Облака находятся низко или высоко?
♦ Почему они движутся? Что делает ветер с облаками?
♦ Что происходит с погодой, если облака закрывают солнце?
♦ Почему про облака говорят, что они бегут, летят, плывут?
♦ Какой силы ветер, если облака плывут, бегут, летят?
♦ Как сегодня движутся облака? Какой силы ветер сегодня? В какую сторону он гонит облака?
♦ Какого цвета сегодня облака? Какой формы?
♦ Какую погоду предвещают сегодня облака?
♦ Какого цвета бывают облака на восходе и закате солнца?
♦ Какое облако можно назвать тучей?
♦ Чем отличается небо летом?
♦ Чем отличается состояние неба в дождливую, предгрозовую, ветреную, хорошую погоду?
♦ Чем небо днем отличается от ночного неба?
♦ Какие светила можно увидеть на небе днем? Ночью?
Рассказ воспитателя о том, как образуются облака
(5—6 лет)
Воспитатель. Солнце испаряет влагу, водяные пары поднимаются вверх, там охлаждаются и превращаются в маленькие капельки, которые в большом количестве и образуют облако. Когда капли становятся тяжелыми, они возвращаются на землю в виде дождя. Если капельки образовались высоко в небе, они становятся облаками, а если низко над землей, — туманом.
Игра-соревнование «Кто больше найдет образов, на которые похожи облака»
(4—7 лет)
Задача:развивать воображение, внимание, образность.
Изобразительная деятельность
(5—7 лет)
Задачи:
— развивать точность движений, изобразительные умения, память, воображение, пространственные ориентировки;
— активизировать знания о небе.
* * *
Рисование облаков мелом на асфальте, изготовление аппликации из ваты или пуха на бархатной бумаге, вырезание разных видов облаков из белой бумаги и наклеивание их на бумагу голубого цвета. Рассказ детей о том, какие облака они нарисовали или изготовили, на что они похожи, предвестниками какой погоды они являются; сочинение сказок.
Рисование неба, его обитателей, светил в дневное и ночное время, на восходе или закате, в ясную и пасмурную погоду.
Коллективное сочинение сказки «Путешествие облака»
(5—7 лет)
Задача:развивать воображение, творческие проявления личности, связную речь, умение слушать товарища и совместно сочинять историю.
* * *
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.