Наблюдение за тем, летают ли насекомые в ветреную погоду (5— 7 лет).
Вопросы
♦ Как можно узнать, есть ли сегодня ветер?
♦ Как можно определить силу ветра? Его направление?
♦ Если ветер сильный, как можно назвать такую погоду?
♦ Где ветер дует сильнее — на открытом или закрытом участках?
♦ Почему насекомые в ветреную погоду прячутся?
♦ Почему в жаркую погоду ветру вес рады?
♦ Почему люди опасаются очень сильного ветра?
♦ Какое значение ветер имеет в жизни растений? Животных?
♦ Чем ветер летом отличается от ветра осенью или зимой?
♦ Почему от летнего ветра не надо защищаться как от осеннего или зимнего?
Загадывание загадок о ветре
(5-7 лет) [31]
Задача:развивать логику и гибкость мышления, умение выделять характерные особенности явления.
* * *
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
* * *
Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
* * *
Без рук, без ног,
Под окном стучится,
В дом просится.
* * *
Без рук, без ног,
По свету рыщет,
Поет да свищет.
* * *
Неизвестно, где живет.
Налетит — деревья гнет,
Засвистит — по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.
* * *
Пыль поднимает,
Деревья качает,
Воет-завывает,
С деревьев листья срывает,
Тучи разгоняет,
Волны поднимает.
* * *
Бежал по тропке луговой —
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой —
Речка сделалась рябой.
* * *
Озорной повеса
Пролетел над лесом,
Крыльями взмахнул —
Лист с дерева отряхнул.
Опыты
(4—6 лет)
Задача: развивать любознательность, пытливость, умение делать умозаключения.
Задания
♦ Подуть с разной силой на бумажные кораблики, плавающие в емкости с водой.
♦ Около листа, разрезанного на полоски, создать движение воздуха с помощью плотного листа или книги.
♦ Побегать с вертушкой.
♦ Пройти спокойным шагом и быстро пробежать.
♦ Поиграть в ветреную погоду в бадминтон, с воздушными шариками.
♦ Сделать вывод о том, что ветер образуется в результате движения воздуха.
Чтение отрывков из сказок А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне...», «Сказка о царе Салтане...»
(5—7 лет)
Задача: формировать интерес к природному явлению, поэтическому творчеству.
* * *
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
* * *
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Дидактическое упражнение «Ветер — хорошо и плохо»
(5—7 лет)
Задачи:
— формировать умение видеть в природных явленияхположительное и отрицательное для жизни людей, растений, животных;
— объяснять свои умозаключения.
* * *
Воспитатель предлагает детям выделить положительное в явлении неживой природы — ветре для людей, животных и растений и отрицательное, разрушительное, уничтожающее. Ребенок не только должен выделить положительное или отрицательное значение, но и объяснить, почему он так считает.
Разучивание стихотворения Е. Алябьевой «Проказник-ветер»
(5—7 лет)
Задачи:
— закреплять представления детей о силе ветра;
— развивать память, выразительность речи.
* * *
Проказник-ветер прилетел, Дети обе руки стремительно
выдвигают вперед.
Густой листвой зашелестел. Шевелят пальцами рук.
Подул немного посильней Руки поднимают вверх,
покачивают ими.
И ветки закачал скорей. Раскачиваются.
Совсем плутишка разошелся Сильно раскачиваются и машут
руками.
И по стволам уже прошелся. Закрывают лицо руками.
Тут закачался целый лес, Имитируют движение руки, откры-
вающей и закрывающей дверь за ручку.
Не видно стало и небес. Хватаются за голову.
Скрипят, качаются деревья
И ветру действуют на нервы. Шевелят опущенными вниз пальца-
Тогда шалить он перестал, ми.
И лес спокойным снова стал. Замирают.
Логоритмическое упражнение Е. Алябьевой «Ветер»
(4—6 лет)
Задачи:
— развивать чувство ритма и темпа, память, звукоподражание;
— закреплять представления о ветре.
* * *
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.