Они уплыли прочь быстрей.
♦ Почему облака стояли в небе на месте?
♦ Почему после появления ветра они медленно поплыли?
♦ Почему облака быстро уплыли?
Одуванчики созрели,
На лугу от солнца млели.
Ветер с ними поиграл,
Семена все разбросал.
♦ Почему одуванчики из желтых стали белыми?
♦ Почему белые семена одуванчика разлетелись во все стороны?
♦ Почему без ветра одуванчик не может переместить свои семена на расстояние?
Чтение сказки П. Воронько «Сказка про Суховей»
(5-7 лет) [59]
Задачи:
— дать представление о пагубном воздействии суховея на рост и развитие растений, жизнь животных и людей;
— развивать память, произвольное внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, речь;
— формировать интерес к явлениям природа, их неоднозначности;
— развивать артистические способности.
Вопросы и задание
♦ Что такое суховей[1]?
♦ Какие беды принес Суховей в сказке? С кем он дружил? Почему?
♦ Какой характер у Суховея в сказке? Кто помешал Суховею?
♦ Что больше всего огорчило его? Кто встал на борьбу с Суховеем?
♦ Как вы понимаете слово «пионер»?
♦ Какие изменения произошли после того, как люди вступили в бой с Суховеем?
♦ Разыграйте сказку по ролям.
Развлечение «Праздник ветерка»
(разновозрастная группа) [52]
(содержание развлечения изменено и дополнено)
Задачи:
— доставлять радость от игр с ветром;
— повышать физическую активность;
— активизировать знания о ветре как явлении неживой природы;
— вызывать удовлетворение от использования игрушек и рисунков, выполненных своими руками.
Предварительная работа: дети вместе с родителями и воспитателем изготавливают вертушки в виде солнышка, самолетика, колпачка, султанчики; на занятии по изодеятельности дети рисуют цветочную поляну (коллективный рисунок), используя прием раздувания большой капли жидкой краски; изготавливают из бумаги и других материалов кораблики, парусники; участок украшается воздушными шарами (можно использовать простой в управлении воздушный змей).
Воспитатель (в костюме ветра из разрезанных полосок гофрированной бумаги или фольги, целлофана) просит детей отгадать загадки о главном герое развлечения.
Воспитатель (читает стихотворение)
В детстве ветер был ветренком,
Непоседливым ребенком.
По обочинам дорог
Бегал шустрый ветерок.
Воспитатель предлагает детям стать шустрыми ветерками, взять в руки султанчики (без палочек) и побегать «змейкой» между кубами, расставленными на участке.
Дети (бегают и поют песенку)
Ветер-ветерок,
Поиграй с игрушками,
С нашими вертушками.
Воспитатель обращает внимание на то, что ветер играет с флажками и воздушными шарами. Предлагает детям поиграть с воздушными шарами, к которым привязаны длинные нитки или ленточки. Дети распределяются по всей площадке, чтобы не мешать друг другу. Наблюдают, как ветер играет с шариками. Затем все шары воспитатель собирает в большую связку и украшает ею участок. Можно приготовить несколько шаров, наполненных газом, отпустить их в небо и понаблюдать за ними.
Воспитатель предлагает детям показать, каким бывает ветер. Читает стихотворение, а дети движениями изображают его содержание.
Воспитатель
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А.С. Пушкин
Предлагает детям устроить соревнование парусников (бумажных корабликов), которые они изготовили сами (можно взять пластмассовые легкие кораблики). Дети становятся «ветрами». Они должны с помощью силы воздушной струи как можно быстрее переправить кораблик с одного берега на другой в емкости с водой. Можно устроить командные гонки. Выигрывает тот, чей кораблик быстрее достигнет противоположного берега.
Все играл, все летал
По полям ветерок
А под утро устал
И на травку прилег.
Пусть он вечно в пути
И ему не до сна,
Но и ветру нужна
Хоть на миг тишина.
Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть в тишине и послушать звуки природы.
Какие звуки вы услышали, когда ветерок спал?
В конце развлечения предлагает детям под музыку повеселиться, поиграть с вертушками, султанчиками, воздушными шарами.
[1]Сухой горячий ветер, приносящий продолжительную засуху.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.