Схема бизнес-процесса СБЕ Спецтехника «Продажи», страница 7

5.5.2 Возврат товара по договору «обратного выкупа» (лизинговый договор)

Согласно договору обратного выкупа в случае нарушений Лизингополучателем условий Договора лизинга у Компании Группы возникает обязательство вернуть отгруженный ранее товар и выкупить его обратно. Сроки и условия возврата товара указываются в договоре обратного выкупа, по которому Покупатель (лизинговая компания) отправляет письменное уведомление Компании о наступлении вышеуказанных обстоятельств. Компания посылает своего специалиста для проведения оценки технического состояния товара с целью определения цены обратного выкупа, при этом подписывается Акт проверки состояния техники. В договоре обратного выкупа учитываются условия использования техники и износ товара. Передача товара производится в месте по согласованию сторон. Факт передачи товара оформляется Актом передачи. В течение определенного срока времени либо с момента реализации товара новому покупателю, либо с момента подписания акта передачи Компания обязана произвести оплату товара. Право собственности на товар переходит к Компании после поступления суммы цены обратного выкупа на расчетный счет покупателя.

5.5.3 Возврат непроданного товара, взятого на реализацию по договору консигнации (комиссии), на который право собственности  к покупателю переходит после отгрузки и полной оплаты товара.

       Возврат товара по договору консигнации происходит в течение определенного оговоренного срока времени, в случае если консигнатор не реализовал товар либо ранее этого срока по просьбе Компании (Консигнанта).  Возврат товара осуществляется силами консигнатора.

     В учете передача товара на консигнацию отражается как товар, переданный на комиссию, право собственности на который остается у Компании. В момент оплаты товара оформляется документ реализации и право собственности переходит от Компании к покупателю. В случае возврата товара от консигнатора – сотрудники склада принимают товар на склад Компании и оформляют возвратный документ.

5.5.4 «Обратная реализация», когда покупатель возвращает товар, на который право собственности перешло в момент отгрузки товара

В случае возврата товара, право собственности на который перешло в момент отгрузки товара, происходит так называемая «обратная реализация», т.е. Компания становится Покупателем данного товара, а покупатель – Продавцом. В этом случае для Компании происходит процесс оприходования товара (более подробно см. БП «Закупки»).

5.5.5 Возврат товара покупателем,  в связи с несоответствием количества и качества поставленной продукции условиям заключенного договора.

В случае если отгруженный покупателю товар не соответствует условиям договора по количеству или качеству, покупатель имеет право вернуть такой товар в течение определенного срока с момента подписания документов отгрузки. Условия (чьими силами и за чей счет) и сроки возврата такого товара оговариваются в договоре купли-продажи.

Покупатель должен выставить претензию (Акт несоответствия, рекламации) в сторону Компании и известить об этом отдел продаж.

При поступлении такого товара на склад Компании сотрудниками склада осуществляется приемка и оприходование товара по документу возврата на основании ранее сформированных документов реализации.

5.5.6 Замена товара, когда отгруженный товар по каким-либо причинам обменивается на другой, равноценный.  

В случае если отгруженный покупателю товар не подошел по каким-либо характеристикам либо оказался бракованным, покупатель по договоренности с отделом продаж может осуществить замену товара на другой качественный товар либо его аналог. Операция замены товара может производиться в строго ограниченный срок и только по согласованию с отделом продаж. Для этого отдел продаж извещает склад, и сотрудники склада осуществляют возврат ранее отгруженного товара. Для отгрузки нового товара (для обмена) референтом по просьбе менеджера по продажам формируется комплект документов реализации.

5.5.7 Кредит-нота покупателю

В случае выставления покупателем претензии по поводу некачественного товара и нецелесообразностью возврата такого товара Компании (дорогая доставка и т.д.) стороны могут договориться о взаимозачете обязательств путем выставления кредит-ноты. Для этого в договоре должны быть предусмотрены условия, при соблюдении которых Компания может вознаградить Клиента путем предоставления премии (бонуса, скидки), оформленной кредит-нотой, на размер которой уменьшается задолженность Клиента. О произведенной корректировке суммы  задолженности продавец извещает покупателя в письменной форме на основании соответствующих условий договора в одностороннем порядке.

Ответственным  за проведение переговоров с покупателем и принятие решения по поводу претензии и выставления кредит-ноты покупателю является отдел продаж.



[1] Получение информации о клиенте (его представителе, причине его обращения в Группу «Союз» и прочей информации, полезной для дальнейшей работы с данным клиентом) будет подробно описано в бизнес-процессе CRM.

[2] Планирование производственных затрат будет подробно описано в бизнес-процессе «Производство».

[3] Под наличием товара в схеме подразумевается наличие свободного (незарезервированного/незабронированного) товара

*  Связь процессов закупки и продажи (заказ товара у поставщика для продажи) можно рассматривать по 5-ти вариантам:

1) Товар есть в наличии на складе – товар не закупается, а отгружается в соответствии с договором

2) Договор на продажу не подписан, но товар ходовой и риск непродажи минимален – товар заказывается у поставщика, не дожидаясь подписания договора с клиентом

3) Договоры на продажу и покупку заключаются одновременно – при однозначной прозрачности сделки и уверенности в клиенте

4) Договор на продажу подписан, но не предполагает предоплаты для отгрузки – отгрузку необходимо осуществить без предоплаты, поэтому товар заказывается у поставщика

5) Подписан договор на продажу с ожиданием предоплаты – товар закупается после получения предоплаты.