Функциональные свойства интеллекта. Отличие живой материи от неживой. Роль интеллекта в жизнедеятельности организма, страница 8

2.5. Информационно-распорядительная структура

человека

Рассмотрим, какими должны быть состав и структура информационно-распорядительной составляющей организма человека и как она связана с физическим телом. На рисунке 2.1 представлена функциональная схема, моделирующая управление разумным поведением человека [22]. На схеме блок 1 – центр управления. Он обеспечивает существование и выживание человека, как отдельного существа, формирует стратегию и тактику его поведения, необходимые для достижения поставленной цели с учетом заданной вероятности ее достижения. Именно этот центр является воплощением самосознания и разума человека, поэтому в дальнейшем для краткости мы будем его называть Разумом.

Разум получает большой объем релевантной (то есть, специально отобранной, относящейся к делу) информации, в том числе:

от органов чувств о внешних условиях и окружающих объектах (сигнал 2),

сообщения других людей (сигнал 3),

от внутренних органов о состоянии организма (сигнал 4),

сведения из памяти (сигнал 5) о моделях объектов и ситуаций, их признаках, критериях оценивания, программах поведения в прошлом, а также оценки их результативности,

от системы адаптации об энергетических ресурсах и степени защищенности организма (сигнал 11).

Обрабатывая полученную информацию, Разум определяет:

² внутренние возможности организма достичь цели;

² тенденции изменений окружающих условий и внешних факторов, которые могут способствовать или помешать достижению цели;

² стратегию и тактику достижения цели, а также основные задачи главных исполнителей.

Рисунок  2.1 – Система управления поведением человека.

На основе результатов обработки информации Разум, используя силу воли, вырабатывает команды управления 6, исполнителями которых являются три взаимосвязанные системы интеллекта 7: первая  – генетическая, использующая врожденные программы поведения;

вторая – эмпирическая использует индивидуально накопленные опыт и навыки; третья – социологическая использует знания, полученные от других людей в процессе обучения.

Каждая из этих систем работает автономно, имеет ограниченные полномочия и решает определенный круг задач жизнедеятельности.

Разум, как волевой центр, вырабатывает также управляющие сигналы 12, воздействующие непосредственно на аналогичные центры других людей, подчиняя их своему влиянию.

В свою очередь системы интеллекта, используя собственные источники измерительной и априорной информации и программы поведения, формируют потоки управляющих воздействий, распределяя их по трем контурам управления: обучающему 8, исполнительному 9 и адаптационному 10.

Исполнительный контур включает многоуровневую систему управления, распределяющую команды центра между всеми мышцами и связками тела. Этот контур обеспечивает различные движения тела, изменение его положения и ориентации в пространстве, позу, мимику, жесты, а также регуляцию функций органов чувств, работы сердечно-сосудистой и других систем.

Обучающий контур в организме человека работает всю жизнь, однако, с переменной результативностью. Он обеспечивает непрерывный процесс обогащения памяти человека моделями, их признаками и программами поведения.

Контур адаптации включает многоуровневую информационно-управляющую систему, которая распределяет материальные и энергетические ресурсы в организме в зависимости от внешних условий и внутреннего состояния человека.

Рисунок 2.2 – Разум, как организационно-распорядительный центр

системы управления поведением человека.

Исполнительные системы, согласовано воздействуя на триллионы клеток тела, так регулируют их «производственную» деятельность в организме, чтобы обеспечить реализацию заданной центром стратегии и тактики поведения человека. Если у человека меняются интересы, намерения, цели или выполняемые им функции, изменяется окружающая его социальная среда, условия жизни или состояние здоровья, центр выявляет эти изменения и вырабатывает новую стратегию поведения, в соответствии с которой перераспределяет роли, значимости и полномочия систем интеллекта.