громко не разговаривать, не смотреть в упор на других, не проявлять эмоций, сдерживать движения;
выдерживать беспристрастное выражение лица (смотреть в окно, дремать, читать, рассматривать рекламу и т.п.);
придерживаться равномерной плотности распределения.
Нарушение перечисленных выше правил вызывает ответную агрессивную реакцию людей, на чьей личной территории это происходит.
Анализ интуитивного поведения человека в различных ситуациях, когда ему приходится отстаивать и защищать свою личную территорию подтверждает наличие в генетической системе интеллекта особых функциональных структур, решающих эту задачу. Такие структуры контролируют взаимное расположение людей, их действия и намерения, а также заставляют человека придерживаться строго определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение собственных территориальных зон и учитывающих аналогичные зоны окружающих людей.
2.8. Эмпирическая система интеллекта
Эмпирическая система интеллекта использует программы жизнедеятельности, которые человек вырабатывает в процессе накопления индивидуального опыта, и реализует их в виде условных рефлексов. Основной задачей этой системы является формирование эффективных и рациональных алгоритмов действий, учитывающих конкретные условия жизнедеятельности и обеспечивающих достижение цели с минимальными затратами времени и энергии. В процессе накопления опыта выявляются совокупности признаков ситуаций, в которых должны реализовываться эти алгоритмы, что необходимо для их распознавания.
Функции эмпирической системы интеллекта выполняются центральной нервной системой. Это означает, что эмпирическая система, единственная из трех систем интеллекта реализуется непосредственно в физическом теле человека, а накопленный ею индивидуальный опыт фиксируется в нейронных связях. Когда человек умирает, все накопленные им умения и навыки пропадают вместе с телом.
Рисунок 2.4 – Схема накопления индивидуального опыта.
На рисунке 2.4 представлена схема функционирования этой системы интеллекта [21]. На схеме различные характеристики познаваемого объекта (форма, цвет, скорость и направление движения, запах, излучения и др.) воспринимаются совокупностью органов чувств. На основе совместной обработки получаемой информации в коре головного мозга формируется действительная модель познаваемого объекта (сигнал 1). В нейронных структурах системы обучения действительная модель объекта сравнивается с имеющимися в памяти обобщенными моделями (сигнал 2).
Если контраст D между этими моделями велик и превышает пороговое значение Dдоп., то объект не опознан. В этом случае формируется команда (сигнал 3) в систему управления, которая обеспечивает целенаправленный поиск и получение дополнительной информации, необходимой для изучения объекта (так называемый ориентировочный рефлекс или рефлекс любопытства). Чем выше контраст между действительной и априорной моделями, тем активнее идет процесс поиска новой информации о познаваемом объекте. С помощью исполнительных органов человек воздействует на объект и наблюдает его реакцию на эти воздействия.
В процессе изучения объекта происходит обогащение памяти: образуются новые нейронные связи, уточняется и корректируется модель познаваемого объекта (сигнал 4), а также вырабатываются программы рационального взаимодействия человека с этим объектом (сигнал 5).
В результате познания модель объекта в системе памяти с некоторой вероятностью приближается к действительной, и контраст между ними снижается до порогового уровня. Ориентировочный рефлекс затормаживается, в нейронных цепях мозга формируется модель данного объекта, а в структуре управления поведением человека создается новый контур 6 – условный рефлекс, определяющий его действия при последующих встречах с этим объектом.
Из рисунка 2.4 видно, что эмпирическая система интеллекта имеет два контура управления: познавательный и поведенческий. В каждом из них формируются и распознаются модели объектов и реализуются программы взаимодействия с ними.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.