Основными задачами интеллекта, как информационно-распорядительной структуры организма, являются [15]:
1) обеспечение возможности существования и выживания в нестационарных условиях;
2) достижение целей путем превращения процессов функционирования клеток в действия человека;
3) обеспечение результативности (doing the right things) и эффективности (doing things right) поведения.
Для решения перечисленных задач информационно-распорядительная структура организма должна обладать мощным банком программ целенаправленного поведения, включающих методы получения, обработки и хранения информации, способы выживания и достижения целей, а также методы оценивания результативности и эффективности поведения.
В настоящее время многие ученые пришли к выводу, что живой организм состоит из двух взаимосвязанных компонентов – видимого физического тела, состоящего из клеток, и полевой структуры. Именно полевая структура является носителем информации и программ жизнедеятельности, выполняет распорядительные функции по формированию и существованию организма и проявляет себя, как самосознание.
Этим объясняется то обстоятельство, что до сих пор еще никому не удалось синтезировать искусственно даже простейшие формы жизни, несмотря на то, что были получены искусственные нуклеотиды – элементарные кирпичики, из которых строится живая клетка, а структуры клеток известны. Для создания даже простейшего живого организма недостаточно синтезировать клеточную структуру. В первую очередь необходимо создать информационно-распорядительное поле, а это сделать пока никому не удалось.
Из рассмотренного следует, что:
живой организм – это объединение взаимосвязанных субстанций, реализованных из разных форм материи (клеток и физических полей). Каждая субстанция выполняет строго определенную функцию, без которой организм в целом существовать не может. Нарушение взаимосвязей между этими структурами является причиной смерти живого существа;
функция интеллекта реализуется внеклеточной структурой организма, которая управляет всеми процессами, происходящими внутри тела (в том числе и в головном мозге), всеми движениями и поведением живого существа;
функция интеллекта не является прерогативой человека, она необходима для существования любого многоклеточного существа, хотя ее возможности у разных видов животных существенно различаются.
В процессе эволюционного развития живой природы сформировалось три основных направления обеспечения живого существа программами целенаправленного поведения:
² генетическое программирование, при котором формы поведения, способы выживания и приспособления к условиям существования вырабатываются, совершенствуются и фиксируются в информационно-распорядительной структуре организма в процессе его зарождения («изготовления»);
² индивидуальное обучение, когда поведенческие программы формируются после рождения организма в процессе его адаптации к конкретным условиям существования; приобретенный при этом опыт выживания по наследству не передается и теряется при гибели организма;
² коллективное обучение, при котором программы поведения вырабатываются, сохраняются и развиваются сообществом организмов и передаются каждому новому члену этого сообщества в процессе общения с ним.
Рассмотрим особенности реализации каждого из этих направлений интеллектуального жизнеобеспечения в живой природе и конкретно у человека.
2.3. Генетический интеллект в живой природе
Генетическое программирование является основополагающим в живой природе. Большинство видов животных используют только эту форму реализации целенаправленного поведения. У высокоразвитых живых существ генетическое программирование формирует базу для развития других форм интеллекта.
Для того, чтобы оценить возможности генетической формы интеллекта, рассмотрим несколько примеров сложного целенаправленного поведения животных, находящихся на низкой ступени эволюционного развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.