Рабочая программа практики «Подготовка к оздоровительно-воспитательной работе с детьми в летний период»
Специальность 2-020306 «Иностранные языки»
Цель обучения |
Содержание программы |
Результат обучения |
1. Организация летней педагогической практики. |
||
Сформировать представление о целях и задачах летней педагогической практики. Сформировать понятие об этапах практики. |
Введение 1.1. Знакомство с целями, задачами летней педагогической практики. Цели и задачи летней педагогической практики. Этапы практики: подготовительный (руководство практикой, распределение учащихся-практикантов по базам практики, основные направления и особенности их организации работы, участие учащегося - практиканта в работе учебно-методического сбора, сбор копилки методических материалов, творческие отчетные работы по тематическому планированию смены, оформление отрядного уголка, организации и проведению зачетного КТД и др., оформление направлений и личных медицинских книжек для прохождения практики); основной (основное содержание работы учащегося-практиканта, функциональные обязанности вожатого и воспитателя в ДОЛ, знакомство с техникой безопасности, ведение дневника психолого-педагогических наблюдений отрядного вожатого); итоговый ( знакомство с перечнем отчетной документации (дневник учащегося-практиканта с дифференцированными оценками, характеристика работы учащегося-практиканта, дневник психолого-педагогических наблюдений, план-конспект зачетного мероприятия) и сроками ее сдачи после прохождения практики). |
Высказывает общее суждение о целях и задачах летней педагогической практики. Раскрывает сущность этапов практики. |
Познакомить с основными нормативными и правовыми документами, регламентирующими работу ДОЛ |
1.2. Знакомство с основными нормативными и правовыми документами, регламентирующими работу ДОЛ. Нормативные и правовые документы, регламентирующие работу ДОЛ: Положение об оздоровительном лагере, Закон республики Беларусь "О правах ребенка" и др. |
Руководствуется основными нормативными и правовыми документами, регламентирующими работу ДОЛ |
Сформировать понятие о функциональных обязанностях педагогических работников, о логике развития лагерной смены. |
1.3. Функциональные обязанности педагогических работников. Логика развития лагерной смены. Права и обязанности вожатого (педагога-организатора). Отчетная документация учащегося-практиканта: дневник психолого-педагогических наблюдений, отчет учащегося -практиканта о проделанной работе, методическая разработка зачетного воспитательного мероприятия, характеристика с места работы. Оценка результатов практической деятельности учащегося –практиканта. Периоды лагерной смены (организационный, основной, заключительный), их характеристика, цели и задачи организационной и воспитательной работы, особенности психологических спадов и подъемов в течение смены, наиболее эффективные направления и виды деятельности каждого периода смены. |
Раскрывает сущность функциональных обязанностей педагогических работников, объясняет логику развития лагерной смены. |
Сформировать понятие об основных особенностях временного детского коллектива, о возрастных особенностях детей. Раскрыть сущность самоуправления в отряде. |
1.4. Особенности временного детского коллектива. Характеристика основных особенностей временного детского коллектива: сборность, кратковременность существования, интенсивность жизнедеятельности, оторванность ребенка от семьи и др. Наиболее типичные проблемы, встречающиеся на начальном этапе формирования детского коллектива с различными категориями детей, пути их преодоления. Возрастные особенности детей. Самоуправление в отряде. |
Объясняет основные особенности временного детского коллектива, возрастные особенности детей. Раскрывает сущность самоуправления в отряде. |
2. Организационно-адаптационный период в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) |
||
Сформировать представление о целях, задачах, содержании деятельности вожатого в организационный период лагерной смены. |
2.1. Цели, задачи, содержание деятельности вожатого в организационный период лагерной смены. Основные задачи оргпериода. Виды и содержание работы вожатого в оргпериод. Обязанности учащегося –практиканта в организационный период лагерной смены. Функциональные обязанности вожатого в организационный период. |
Высказывает общее суждение о целях, задачах, содержании деятельности вожатого в организационный период лагерной смены. |
Сформировать понятие о подготовке и организации приема детей в лагере. |
2.2. Подготовка и организация приема детей. Подготовка и организация приема детей. Перевозка детей в автобусах. Процедуры комплектования отрядов и расселения детей. |
Раскрывает сущность подготовки и организации приема детей в лагере. |
Научить организовывать знакомство в отряде. |
2.3. Организация знакомства в отряде. Организация знакомства в отряде (игры на снятие эмоционального напряжения, игры на знакомство, коммуникативные игры, игры на выявление лидера, и др.) Сбор-рождение отряда, выбор органов самоуправления в отряде, распределение функциональных обязанностей, выбор символики и атрибутики отряда Оформление отрядного уголка. Подготовка к открытию лагерной смены. |
Организовывает знакомство в отряде. |
Сформировать понятие о психолого-педагогической диагностике. Научить проводить диагностические процедуры в отряде. |
2.4. Психолого-педагогическая диагностика. Особенности конфликтного поведения детей и подростков в условиях ДОЛ. Методы и средства профилактической работы с подростками. Социально-психологический тренинг. Формы и методы организации рефлексии в отряде. |
Раскрывает сущность психолого-педагогической диагностики. Проводит диагностические процедуры в отряде. |
3. Планирование оздоровительно-воспитательной работы в ДОЛ. |
||
Сформировать понятие о целеполагании и планировании оздоровительно-воспитательной работы в ДОЛ. Научить составлять тематическое планирование. |
3.1. Целеполагание и планирование оздоровительно-воспитательной работы в ДОЛ. Целеполагание в воспитательной работе. Виды планов (перспективный план работы лагеря на оздоровительный период, календарный план работы лагеря на смену, календарный план работы отряда на смену, личный план работы вожатого на день, план-конспект воспитательного дела) и их характеристика. Тематическое планирование. Требования, предъявляемые к планам. |
Раскрывает сущность целеполагания и планирования оздоровительно-воспитательной работы в ДОЛ. Составляет тематическое планирование. |
Сформировать понятие о формах и методах коллективного планирования в отряде. |
3.2. Формы и методы коллективного планирования в отряде. Формы и методы коллективного планирования в отряде для детей разного возраста (Игра-путешествие "Марш-бросок", конкурс проектов "Есть идея!", "Ящик пожеланий", "Аукцион идей", "Карта звездного неба", "Дерево идей" и др.) |
Объясняет формы и методы коллективного планирования в отряде |
4. Организация коллективной творческой деятельности. |
||
Сформировать понятие о технологии КТД. Уметь характеризовать основные этапы КТД. |
4.1. Сущность технологии КТД. Сущность технологии КТД. Характеристика основных этапов КТД: 1) подготовка и организация дела - проведение стартовой беседы, создание микрогрупп, обсуждение дела в микрогруппах, проведение сбора-старта, создание совета дела, выполнение заданий микрогруппами; 2) проведение дела; 3) анализ, рефлексия дела. |
Раскрывает сущность технологии КТД. Характеризует основные этапы КТД. |
Сформировать понятие о технологиях кооперативного и группового взаимодействия. |
4.2. Технологии кооперативного и группового взаимодействия. Сущность технологий кооперативного и группового взаимодействия. Методы и формы интерактивного взаимодействия в группах. |
Раскрывает сущность технологий кооперативного и группового взаимодействия. |
Сформировать понятие об организации и проведении народных праздников и игр в ДОЛ. Научить готовить и проводить народные праздники и игры. |
4.3. Организация и проведение народных праздников и игр в ДОЛ. Классификация народных игр и праздников. Технология подготовки и проведения народных праздников. Композиционное построение праздника. Организация и проведение народных игр с детьми. |
Раскрывает сущность народных праздников и игр в ДОЛ. Осуществляет подготовку и проводит народные праздники и игры. |
Сформировать понятие об организации и проведении тематических дней в оздоровительном лагере. Научить разрабатывать и проводить тематические дни в лагере. |
4.4. Организация и проведение тематических дней в оздоровительном лагере. Отличительные особенности организации и проведения тематических дней в оздоровительном лагере. Определение тематики тематических дней по методике «Алфавит». Разработка сценариев тематических дней и их презентация. |
Раскрывает сущность тематических дней в оздоровительном лагере. разрабатывает и проводит тематические дни в лагере. |
5. Основные направления организации оздоровительно-воспитательной работы в ДОЛ |
||
Сформировать понятие о формах и методах взаимодействия с родителями |
5.1. Особенности взаимодействия с родителями в условиях ДОЛ. Формы и методы взаимодействия с родителями. Подготовка и проведение Родительского дня. |
Раскрывает сущность форм и методов взаимодействия с родителями |
Сформировать понятие о физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работу в ДОЛ, о санитарно-гигиеническая работе в ДОЛ. Научить проводить спортивные соревнования и эстафеты, подвижные игры. |
5.2. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОЛ. Организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ДОЛ: утренней гигиенической гимнастики, спортивных эстафет и соревнований, подвижных и спортивных игр, физкультурных праздников, походов, экскурсий, прогулок и др. Санитарно-гигиеническая работа в ДОЛ: утренняя гигиеническая гимнастика, утренний туалет, чистота рук, опрятность одежды, вечерний ту алет, уборка комнат и территории. Методика подготовки и проведения спортивных соревнований и эстафет. Методика подготовки и проведения турпохода. Ориентирование на местности. Туристические полосы препятствий. Содержание полосы препятствий для детей младших отрядов (6-8 лет), средних отрядов (9-11 лет), старших отрядов (12-14 лет). Подвижные игры на прогулке. |
Раскрывает сущность физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ДОЛ, санитарно-гигиенической работы в ДОЛ. Проводит спортивные соревнования и эстафеты, подвижные игры. |
Сформировать понятие о декоративно-оформительской работе в ДОЛ. Научить оформлению эмблем, газет, уголков отряда, бейджев, грамот и др.. |
5.3. Виды декоративно-оформительской работы в ДОЛ. Основы оформительской деятельности: принципы и формы организации оформительской деятельности; взаимовлияние формы и содержания; виды подачи информации: стенная печать, оформление интерьера к праздникам, тематическое оформление сцены; особенности оформления отрядного уголка. Шрифтовая композиция в оформлении наглядности. Оформление эмблем, газет, уголков отряда, бейджев, грамот и др.. |
Раскрывает сущность декоративно-оформительской работы в ДОЛ. Оформляет эмблемы, газеты, уголки отряда, бейджи, грамоты и др.. |
Сформировать понятие о музыкально-хореографической деятельности в ДОЛ. Научить составлять и проводить концертные программы. |
5.4. Организация музыкально-хореографической деятельности в ДОЛ. Особенности составления концертной программы: критерии отбора номеров художественной самодеятельности, правила чередования концертных номеров, выбор ведущих, эстетическое и музыкальное оформление программы, репетиции, порядок подведения итогов и награждение победителей. Композиционное построение хореографических номеров. Разучивание песен. Проведение музыкальных игр, программ. |
Раскрывает сущность музыкально-хореографической деятельности в ДОЛ. Составляет и проводит концертные программы. |
Сформировать понятие об особенностях экологического воспитания в ДОЛ, о методах и средствах формирования экологической культуры и мышления детей. Научить организовывать и проводить экологические КТД, игры, мероприятия. |
5.5. Экологическая деятельность детей в ДОЛ. Особенности экологического воспитания в ДОЛ: проживание детей в природной среде и ежедневная непосредственная взаимосвязь с природой, повышенный интерес к природным явлениям и объектам, возможность их прямого и непосредственного изучения. Методы и средства формирования экологической культуры и мышления детей и молодежи, приобщение к активной организации экологической деятельности, формирования основных умений и навыков организации природоохранной деятельности. Организация экологических игр в природной среде, экскурсий в природу. Методика организации и проведения экологических КТД: "Экологическая тропа", "Сад чувственного восприятия природы", "Эко - марафон", Ярмарка изделий из природного материала и отходов производства, Конкурс экогазет, игра-путешествие "Царство Берендея" и др. |
Раскрывает сущность экологического воспитания в ДОЛ, методов и средств формирования экологической культуры и мышления детей. Организует и проводит экологические КТД, игры, мероприятия. |
6. Оказание первой медицинской помощи. |
||
Сформировать понятие о первой медицинской помощи в условиях ДОЛ. Научить оказывать первую медицинскую помощь. |
Первая медицинская помощь при тепловом ударе, укусе змей и насекомых, переломах, ушибах, вывихах и др.. Остановка кровотечения. Способы транспортировки раненых. Способы наложения повязок. Аптечка первой медицинскойпомощи. |
Раскрывает сущность первой медицинской помощи в условиях ДОЛ. Оказывает первую медицинскую помощь. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.