Электронный бизнес. Принципы и модели организации электронного бизнеса, страница 2

Авторы с благодарностью примут от преподавателей и студентов замечания и предложения, возникшие в процессе работы с данным практикумом.

Глава 1. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА

1.1 Принципы и модели организации электронного бизнеса

Цель работы: ознакомиться с принципами и проанализировать модели организации электронного бизнеса; сравнить уровень развития электронного бизнеса в белорусской части Интернета и в других его сегментах.

Теоретические сведения

К сожалению абсолютная форма организации электронного бизнеса встречается пока не часто, т.к. во многом это определяется спецификой самого предприятия, направлением его деятельности, степенью развития информационных технологий (ИТ) в обществе, уровнем компьютерной компетенции его специалистов и другими факторами. Поэтому с определенной оговоркой можно отмечать, что компания находится в электронном бизнесе, если некоторая часть ее бизнес-процессов обеспечивается ИКТ и главным образом Интернетом. Особенно это актуально при взаимодействии (финансовом, коммуникационном и пр.) с другими участниками деловой среды. Поэтому одним из условий применения ИКТ для компании и вхождения ее в электронный бизнес является перевод существующих бизнес-процессов в электронную форму. Этот принцип можно сформулировать так: «там, где начинается бумажный документооборот, заканчивается электронный бизнес».

Вместе с тем, не стоит питать иллюзий о том, что полная автоматизация бизнес-процессов гарантированно приведет к коммерческому успеху. Т.к. существующая ИТ-инфраструктура для электронного бизнеса[1] обособлена от самой экономической деятельности[2] компании или организации в сетевом пространстве. Так электронная коммерция, как вид электронного бизнеса, максимально приближена к его «абсолютной» форме. Степень вовлечения ИТ в бизнес-процессы обуславливает следующую градацию электронной коммерции:


-  электронная коммерция первого уровня, когда использование электронных технологий взаимодействия не вносит фундаментальных изменений в бизнес, но делает процессы быстрее, дешевле и эффективнее;

-  комбинированную электронную коммерцию (электронную коммерцию второго уровня), подразумевающую создание электронного рыночного пространства, в котором происходит удовлетворение потребностей и предложений, при этом товар или услуга, доставляются покупателю традиционным способом, физически;

-  чистую электронную коммерцию (электронную коммерцию третьего уровня), которая предполагает наличие товара и услуги в электронной форме и осуществление их доставки покупателю электронным способом[3].

В электронном бизнесе сформировались некоторые модели бизнесвзаимодействия: 

-  В2В (Business to Business) — продавцом и покупателем товара или услуги являются коммерческие организации.

-  В2С (Business to Consumer), бизнес — потребитель, т.е. продавцом товара или услуги является коммерческое предприятие, а потребителем — частное лицо, конечный потребитель.

-  С2С (Consumer to Consumer), потребитель — потребитель, продавцом и покупателем является частое лицо.

-  С2В (Consumer to Business) — продавцом товара или услуги является частное лицо, а потребителем — коммерческая организация.

-  B2G и B2A (Business to Government/Administration), бизнес — правительство, сделки осуществляются между коммерческим предприятием и правительственной организацией, обычно, в форме государственных закупок.

A2B и G2B (Administration/Government to Business) правительство — бизнес, т.е. использование средств электронной коммерции для обмена информацией и снижения расходов. Находится в стадии зарождения, но имеет перспективы быстрого развития по таким направлениям, как возмещение налога на добавленную стоимость и уплата корпоративных налоговых платежей.