Эмпирическое знание является закономерным этапом, ведущим к знанию теоретическому. Будучи основано на непосредственном отражении действительности в процессе наблюдения и эксперимента, оно обеспечивает накопление фактических данных, без которых не в силах развиваться никакая наука. В результате накопления фактических данных еще на этапе эмпирического знания ученые получают возможность установить зависимость между различными явлениями объективной действительности, описать поведение сложных систем и даже вывести (на основе наблюдения) законы этого поведения. Выраженный в протоколах, таблицах, графиках, словесных описаниях, эмпирический материал обладает несомненными достоинствами наглядности, простоты накопления и очевидности той пользы, которую может принести их внедрение в науку. В целом эмпирическое знание основывается на таком способе отражения действительности, который направлен на как можно более точное описание мира во всем его многообразии. Если с этой точки зрения проанализировать современные исследования в области медицины, то мы можем прийти к выводу, что подавляющее их число находится на уровне эмпирического знания. Именно в этой констатации широкой распространенности эмпиризма прав И.В.Давыдовский.
Эмпирическое знание необходимо для науки, для теоретического знания, как воздух для человека. Беда заключается поэтому не в самой распространенности эмпирического знания, а именно в его абсолютизации, когда эмпирическое знание превращается в самоцель, а не рассматривается как этап, базирующийся на современном теоретическом знании и ведущий к дальнейшему прогрессу теоретического знания.
Знание теоретическое имеет своей основной целью уже не подробное описание, а проникновение в сущность изучаемых процессов. Грань между эмпирическим и теоретическим уровнями знания, как это вполне понятно, относительна в силу их постоянного взаимопроникновения. В результате этого, исследования, ведущиеся на уровне эмпирического знания, в той или другой степени включают в себя элементы научной теории. Вот почему многим представителям медицинской науки трудно принять в свой адрес обвинения в «ползучем эмпиризме». И они по-своему правы. И, тем не менее, подлинно теоретическое знание имеет место лишь в тех случаях, когда выведенные из эмпирического материала теоретические идеи приведены в единую и развернутую последовательную систему, объясняющую при помощи логических средств, при помощи неизбежной схематизации и идеализации действительности глубокие внутренние закономерности изучаемого объекта. В тех случаях, когда ученый от описания явлений переходит к их всестороннему объяснению, от выявления отдельных причинных зависимостей к пониманию сущности поведения отражаемого объекта в совокупной системе закономерных связей, механизма всех основных сторон взаимодействия сложной системы связей, только в этих случаях можно говорить о теоретическом знании, при обязательном условии опоры на всю систему современного научного знания в целом.
Без теоретического знания наука как таковая развиваться вообще не может, ибо наука начинается там, где устанавливаются закономерности явлений. Без определенных способов анализа (абстрагирования, схематизации, идеализации), без применения определенных логических средств никакая теория, в том числе теория медицины, не может быть построена. Вот почему философия, которая специально исследует проблемы логики мышления в его отношении к объективному миру, является наукой столь же необходимой для медицины, как тот эмпирический материал, значение которого столь понятно для всех. Воздвигая здание, строитель, заботится не только о строительном материале, кирпичах, балках и перекрытиях. Груда строительного материала еще не есть здание. Строителю необходимо знать еще и законы сопротивления материалов с тем, чтобы построенное здание не развалилось. Но, кроме того, чтобы построить здание, нужен план, мысленный или воплощенный на бумаге. С известной условностью можно провести аналогию и в случае созидания медицины как науки: эмпирический материал приводится в соответствии с логикой познания, законы которого изучаются философией.
Выдающиеся представители медицинской науки всегда осознавали в той или другой степени необходимость в философском образовании. Начиная с Гиппократа, который говорил, что «философия должна быть внедрена в медицину и медицина в философию, ибо все свойства философии сохраняют свое значение в медицине», эта идея в большей или меньшей степени пробивала себе дорогу. (№ 5, с89-90,92,95).
3.3 Значение философии в развитии медицины
Как известно, непонимание значения философии как методологии для медицины и даже нигилистическое отношение к философии встречается еще и в настоящее время, когда существует подлинно научное философское мировоззрение – диалектический и исторический материализм. И поскольку такой факт существует, он требует объяснения.
Непонимание философского материализма для медицины и нигилизм к философии следует четко различать между собой с точки зрения их сущности. Первое кроется в неумении подняться до широких теоретических проблем медицинской науки, второе – в осознанном нежелании подняться к ним; основой первого является эмпиризм в его сочетании со стихийным материализмом, основой второго – позитивизм с его стремлением отгородиться от философского материализма.
К середине XIX века наука, в том числе и медицина, стала превращаться из науки собирающей в науку упорядочивающую, из науки о неизменных вещах – в науку о процессах. Вместе с этим наступает новый этап и в отношении медицины к философии: медицина все более ощущает необходимость в осознанном применении к своему предмету философского материализма и диалектики.
От нерасчлененной общности медицины и философии в рамках единого свода знаний через вычленение специфики каждой из этих наук и обособление друг от друга к установлению прочного союза, на основе научного понимания специфики и медицины и философии – такова основная тенденция отношений между ними, проходящая через всю историю человечества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.