Если в XVI – XVIII вв. метафизический метод был исторически оправдан, будучи обусловлен собирательным характером науки, то в XIX веке само развитие науки требовало нового метода – диалектического, который дал бы возможность объяснить природу в целом, а также организм человека и его заболевания как диалектически развивающиеся явления.
Метафизический метод мышления пришел в непримиримое противоречие с новейшими открытиями естествознания – открытиями клетки, эволюционной теории Дарвина. Само естествознание приходило к идее взаимосвязи и развития в целом, так и человеческого организма в частности.
Сегодня с твердостью можно сказать, что нет и не может быть обособленного медицинского мировоззрения, также как не может быть физического или биологического мировоззрения. Научное мировоззрение складывается, конечно, различными путями, в его становлении играют существенную роль и участие в общественной жизни, и конкретные естественнонаучные знания, но теоретической основой целостного понимания мира может быть только философия. Таким образом, речь идет не о том, пользоваться философией или обходиться без нее, а только о том, какой философской системой пользоваться, с каких мировоззренческих позиций – материалистических или идеалистических – объяснять те или иные конкретные явления.
Основные усилия современной медицины сосредоточены главным образом в области медицинской практики, в сфере эмпирического рассмотрения всех проблем с позиций той непосредственной практической пользы, которую они могут дать. В этих условиях, когда от любого исследования в области медицины ожидают непосредственной практической пользы, философия действительно кажется «практически» не нужной. Однако кажимость и сущность, как известно, не совпадают. Философский материализм, будучи взят в его общем виде, не в состоянии, конечно, разрешить конкретно проблему того или другого определенного заболевания, а тем более помочь в излечении конкретных больных. Но тот же философский материализм, понятый как методология данной конкретной науки, творчески, творчески примененный к решению ее коренных теоретических проблем, в конечном счете оказывается необходимым и для медицинской теории, и для врачебной практики. Задача применения философии к медицинскому знанию может быть решена лишь в процессе преодоления эмпиризма, который сознательно или неосознанно отгораживается от «абстрактной» теории и считает «плохой тенденцией» стремление к вопросам методологии. Но если эмпиризм до сих пор держит в плену определенную часть теоретиков и практиков медицины, то не следует ли отсюда сделать вывод, что позиции стихийного материализма нередко оказываются практически сильнее, нежели сознательное овладение философским материализмом. Не принимается ли желаемое за действительное, когда говорится, что «диалектический материализм является методологической основой медицины», - и придается тем самым этому правильному в принципе положению ложный оттенок законченности процесса. Суть дела, в данном случае, заключается не столько в признании необходимости диалектического материализма для той или иной науки, в том числе для медицины, сколько в умении им пользоваться. Медицина находится лишь на пути к достижению такого умения. (№3).
4. Заключение
Специфика философского подхода к проблемам медицины заключается, вероятно, не столько в исследовании и иллюстрировании особенностей действия законов и категорий материалистической диалектики на материале медицинской науки, сколько в анализе того, как строится теоретическое знание в медицине в связи с общими законами природы, общества и человеческого мышления. Иными словами, центр тяжести философских исследований в области медицины должен лежать в анализе не фактического материала медицины, а ее теоретических основ.
В наше время диалектический материализм дает ответ на коренные теоретические проблемы медицины, касающиеся сущности болезней, их этиологии, патогенеза и т.д. Задача заключается в том, чтобы воплотить эту возможность в действительность, поднять уровень методологии медицинской науки и тем самым осуществить на деле назревшую необходимость активного и плодотворного союза медицины и философии.
Постановка этой задачи не есть чей-то субъективный акт; это есть объективная потребность, встающая в ходе развития самого знания. Вот почему от осознания данной объективной потребности следует сделать еще один шаг – разобраться в том, как изменялась методологическая роль философии по отношению к медицине в процессе исторического развития.
По существу, в развитии любой науки имеется движение вначале от частного к общему, о чем было сказано выше, и затем на основе вскрываемых законов и специальных категорий происходит движение от общего к частному, но на более высокой ступени развития науки.
Современная медицина, раскрыв ряд важных общебиологических и частных закономерностей, вмещающих в себя много общих и специальных законов, достигла больших успехов в снижении заболеваемости и смертности, в полной ликвидации многих болезней, в разрешении большинства частных вопросов медицины. (№2).
Список литературы
1. И.И. Бенедиктов, В.И. Плотников «Философия и медицина» г. Свердловск 1967г.
2. «Философские вопросы медицины и биологии» Республиканский межведомственный сборник (Выпуск 7) г. Киев – 1975г.
3. И.И. Хомич «Человек – живая система. Естественнонаучный и философский анализ». Минск «Беларусь» – 1989г.
4. «Философские аспекты медицины» под редакцией В.А. Царегородцева М. «Медицина» 1975г.
5. А.Н. Райгородецкая «Философские вопросы медицины»
Киев «Здоровья» – 1970г.
6. Лекционный материал кафедры за 1997 год.
7. Ресурсы интернета.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.