На раздельных пунктах при работах первой очереди восстанавливаются здания дежурного по станции, узла связи, стрелочных постов и уборные. На станциях строятся убежища и щели для одной смены обслуживающего персонала.
Линейные работники жильем обеспечиваются за счет использования сохранившихся зданий в пристанционных поселках и ближайших населенных пунктах, а также за счет приспособления кузовов вагонов.
Потребность в служебных зданиях при восстановлении железных дорог в основном должна обеспечиваться за счет использования сохранившихся и ремонта поврежденных зданий, за счет приспособления кузовов вагонов, а при отсутствии такой возможности — за счет постройки временных деревянных зданий и землянок. При краткосрочном восстановлении используют палатки и неутепленные дощатые постройки.
Временные деревянные здания могут быть щитовые сборно-разборные и каркасно-засыпного типа.
Щитовые сборно-разборные здания (рисунок 3) собираются из унифицированных взаимозаменяемых элементов заводского изготовления и состоят из фундамента, каркаса и щитового заполнения.
Фундамент зданий — свайки диаметром 15—18 см, забиваемые в грунт на глубину 0,7—1 м и срезаемые в одном уровне на высоте 0,2 м от поверхности земли. Каркас зданий собирается из рам пролетом 8 м, устанавливаемых с шагом 1,5 м. Рама состоит из стоек и ригеля; жесткость рамы обеспечивается постановкой в углах связей из металлических уголков. Черный пол, стены и кровля-потолок зданий собираются из утепленных дощатых щитов, рассчитанных на нормальную эксплуатацию зданий при температурах наружного воздуха до — 30° С. Окна и двери вмонтированы в отдельные стеновые щиты. Полы собираются из утепленных несущих щитов черного пола и дощатых щитов чистого пола. Кровля зданий устраивается из толя или рубероида, наклеиваемого на битуме по верхней обшивке кровельных щитов.
Элементы здания соединяются между собой болтами со специальными гайками. Незначительная часть элементов (плинтусы, подоконные доски) прибивается гвоздями.
Стыки между утепленными щитами заполняются утеплителем (пакля, войлок) и закрываются нащельными досками.
Отопление зданий печное.
Цоколь зданий холодный из дощатых щитов, что обеспечивает провеет-
Рисунок 3 - Сборно-разборное здание
ривание подполья и позволяет заселять здания в любое время года независимо от состояния грунта. В зимнее время цокольные щиты для утепления присыпаются шлаком или снегом.
Здания каркасно-засыпного типа (рисунок 4) просты по конструкции и. трудоемкость их постройки невелика. Они могут быть бесфундаментными с заглублением стоек каркаса в грунт на глубину 0,7—1 м и с фундаментами в виде каменных столбиков или деревянных стоек (сваек). В зданиях с фундаментами каркас опирается на обвязку фундамента.
Каркас зданий, в общем случае, состоит из стоек, нижней и верхней обвязок и подкосов. Жесткость каркаса обеспечивается постановкой подкосов между стойками. Каркас стен с внутренней и с наружной стороны обшивается досками, а пространство между досками заполняется шлаком или опилками. Во избежание распирания досок обшивки заполнением в промежутки между стойками каркаса устанавливаются вертикальные доски, к которым обшивка прибивается гвоздями. Полы зданий настилаются из досок толщиной 40—50мм по лагам или балкам на уровне обвязки фундамента. Потолки из досок, укладываемых вразбежку, опираются на потолочные балки. Швы между досками промазываются мятой глиной. Сверху потолок засыпается слоем шлака толщиной 15—20 см. Крыша здания состоит из стропил, обрешетки и кровли. Стропила изготовляются из досок, пластин или бревен и устанавливаются через 1—1,5 м. Сверху по стропилам устраивается обрешетка из досок. Кровля может быть из толя, шифера, этернита или досок.
Землянки (рисунок 5) обеспечивают лучшую защиту обслуживающего персонала от радиоактивного облучения, зажигательных веществ, являются •более устойчивыми к действию других поражающих факторов обычного и ядерного оружия. Котлован для постройки землянки может иметь глубину от 1,2 до 1,8 м и отрывается экскаватором (обратная лопата или драглайн) или бульдозером. Размеры землянок в плане зависят от их назначения. Стойки стенок заглубляются на 0,6—0,7 м ниже дна котлована и обшиваются с наружной стороны горбылем, подтоварником или пластинами. Сверху по стойкам укладывают бревна обвязки, присоединяемые к стойкам штырями.
Рисунок 4 - Здание каркасно-засыпного тина:
1 — пол; 2 — лага; 3 — кирпичный столбик; 4 — стойка; 5 — цоколь; 6 — обшивка; 7 — потолочная балка; 8 — прогон; 9 — потолок; 10 — засыпка (шлак); 11 — прогон; 12 — стропила; 13 — обрешетка; 14 — кровля
Рисунок 5 - Землянка:
1 — дерн; 2 — грунт; 3 — глина с соломой; 4 — мятая глина; 5 — накатник; 6 — стропила; 7 — лежень; 8 — свайка; 9 - стойка; 10 — стенка; 11 —пол; 12 — обвязка
Крыша землянки состоит из стропил, устанавливаемых с шагом 0,5—0,75 м, накатника и засыпки.
Приспособление кузовов вагонов включает установку их на лежни (подкладки) в удобном для эксплуатации месте, утепление стен устройством двойной обшивки с засыпкой шлаком, устройство перегородок, окон, дверей, лестниц и установку печей.
Разработал:
начальник кафедры СП
подполковник П. Палто
Организационно-методические указания
Тактико-специальное занятие следует проводить под руководством двух преподавателей, разбив группу на полувзвода и команды.
В ходе выполнения работ особое внимание уделять соблюдению правил техники безопасности, способностям студентов правильному обращению с инструментом, конструкциями и имеющимися приспособлениями.
При контроле выполняемых работ определить степень точности и последовательности операций, качество работ и правильность постановки задач руководителем каждому члену команды.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.