Восстановление раздельных пунктов и стрелочных переводов, страница 3

На раздельных пунктах при работах первой очереди восстанавливаются здания дежурного по станции, узла связи, стрелочных постов и уборные. На станциях строятся убежища и щели для одной смены обслуживающего персонала.

Линейные работники жильем обеспечиваются за счет использования сох­ранившихся зданий в пристанционных поселках и ближайших населенных пунктах, а также за счет приспособления кузовов вагонов.

Потребность в служебных зданиях при восстановлении железных дорог в основном должна обеспечиваться за счет использования сохранившихся и ремонта поврежденных зданий, за счет приспособления кузовов вагонов, а при отсутствии такой возможности — за счет постройки временных деревян­ных зданий и землянок. При краткосрочном восстановлении используют палатки и неутепленные дощатые постройки.

Временные деревянные здания могут быть щитовые сборно-разборные и каркасно-засыпного типа.

Щитовые сборно-разборные здания (рисунок 3) соби­раются из унифицированных взаимозаменяемых элементов заводского изго­товления и состоят из фундамента, каркаса и щитового заполнения.

Фундамент зданий — свайки диаметром 15—18 см, забиваемые в грунт на глубину 0,7—1 м и срезаемые в одном уровне на высоте 0,2 м от поверхно­сти земли. Каркас зданий собирается из рам пролетом 8 м, устанавливаемых с шагом 1,5 м. Рама состоит из стоек и ригеля; жесткость рамы обеспечи­вается постановкой в углах связей из металлических уголков. Черный пол, стены и кровля-потолок зданий собираются из утепленных дощатых щитов, рассчитанных на нормальную эксплуатацию зданий при температурах наруж­ного воздуха до — 30° С. Окна и двери вмонтированы в отдельные стеновые щиты. Полы собираются из утепленных несущих щитов черного пола и доща­тых щитов чистого пола. Кровля зданий устраивается из толя или рубе­роида, наклеиваемого на битуме по верхней обшивке кровельных щитов.

Элементы здания соединяются между собой болтами со специальными гай­ками. Незначительная часть элементов (плинтусы, подоконные доски) приби­вается гвоздями.

Стыки между утепленными щитами заполняются утеплителем (пакля, войлок) и закрываются нащельными досками.

Отопление зданий печное.

Цоколь зданий холодный из дощатых щитов, что обеспечивает провеет-

Рисунок 3 - Сборно-разборное здание

ри­вание подполья и позволяет заселять здания в любое время года независимо от состояния грунта. В зимнее время цокольные щиты для утепления присыпаются шлаком или снегом.

Здания каркасно-засыпного типа (рисунок 4) просты по конструкции и. трудоемкость их постройки невелика. Они могут быть бес­фундаментными с заглублением стоек каркаса в грунт на глубину 0,7—1 м и с фундаментами в виде каменных столбиков или деревянных стоек (сваек). В зданиях с фундаментами каркас опирается на обвязку фундамента.

Каркас зданий, в общем случае, состоит из стоек, нижней и верхней об­вязок и подкосов. Жесткость каркаса обеспечивается постановкой подкосов между стойками. Каркас стен с внутренней и с наружной стороны обшивается досками, а пространство между досками заполняется шлаком или опилками. Во избежание распирания досок обшивки заполнением в промежутки между стойками каркаса устанавливаются вертикальные доски, к которым обшивка прибивается гвоздями. Полы зданий настилаются из досок толщиной 40—50мм по лагам или балкам на уровне обвязки фундамента. Потолки из досок, укладываемых вразбежку, опираются на потолочные балки. Швы между досками промазываются мятой глиной. Сверху потолок засыпается слоем шлака толщиной 15—20 см. Крыша здания состоит из стропил, обрешетки и кровли. Стропила изготовляются из досок, пластин или бревен и устанавли­ваются через 1—1,5 м. Сверху по стропилам устраивается обрешетка из досок. Кровля может быть из толя, шифера, этернита или досок.

Землянки (рисунок 5) обеспечивают лучшую защиту обслуживающего персонала от радиоактивного облучения, зажигательных веществ, являются •более устойчивыми к действию других поражающих факторов обычного и ядерного оружия. Котлован для постройки землянки может иметь глубину от 1,2 до 1,8 м и отрывается экскаватором (обратная лопата или драглайн) или бульдозером. Размеры землянок в плане зависят от их назначения. Стойки стенок заглубляются на 0,6—0,7 м ниже дна котлована и обшиваются с на­ружной стороны горбылем, подтоварником или пластинами. Сверху по стойкам укладывают бревна обвязки, присоединяемые к стойкам штырями.

Рисунок 4 - Здание каркасно-засыпного тина:

1 — пол; 2 — лага; 3 — кирпичный столбик; 4 — стойка; 5 — цоколь; 6 — обшивка; 7 — потолочная балка; 8 — прогон; 9 — потолок; 10 — засыпка (шлак); 11 — прогон; 12 — стропила; 13 — обре­шетка; 14 — кровля

Рисунок 5 - Землянка:

1 — дерн;  2 — грунт;  3 — глина  с соломой; 4 — мятая глина; 5 — накатник; 6 — стропила; 7 — ле­жень;  8 — свайка;  9 - стойка;  10 — стенка;        11 —пол; 12 — обвязка

Крыша землянки состоит из стропил, устанавливаемых с шагом 0,5—0,75 м, накат­ника и засыпки.

Приспособление кузовов вагонов включает установку их на лежни (подкладки) в удобном для эксплуатации месте, утепление стен устройством двойной обшивки с засыпкой шлаком, устройство перегородок, окон, дверей, лестниц и установку печей.

Разработал:

начальник кафедры  СП

подполковник                      П. Палто

Организационно-методические указания

Тактико-специальное занятие следует проводить под руководством двух преподавателей, разбив группу на полувзвода и команды.

В ходе выполнения работ особое внимание уделять соблюдению правил техники безопасности, способностям студентов правильному обращению с инструментом, конструкциями и имеющимися приспособлениями.

 При контроле выполняемых работ определить степень точности и последовательности операций, качество работ и правильность постановки задач руководителем каждому члену команды.