5
Клеточные стенки бифидобактерий содержат больное количество мурамилдипептида, высвобождение которого способствует активации Т- и В-лимфоцитов и макрофагов.
3) МОТОРНО-ЭВАКУАТОРНАЯ - микрофлора обеспечивает наряду с другими факторами нормальную перистальтику кишечника, предупреждая тем самым интоксикации организма при застое фекальных масс.
4) ФЕРМЕНТАТИВНАЯ - участвует в процессах переваривания пищевых ингредиентов: усиливает гидролиз белков, сбраживает углероды, опыляет жиры, растворяет клетчатку.
5) ВИТАМИНООБРАЗУЮЩАЯ - принимает участие в синтезе витаминов группы В, фолиевой и никотиновой кислот6) АНТИАЛЛЕРГИЧЕСКАЯ - препятствует микробному декарбоксилированию пищевого гистидина и повышения количества гистамина.
7) Повышает РЕПАРАЦИЮ эпителия кишечника, улучшает адсорбционную способность, всасывание солей кальция и железа, оказывая тем самым АНТИАНЕМИЧЕСКОЕ и АНТИРАХИТИЧНОЕ действие.
СТАДИИ СТАНОВЛЕНИЯ МИКРОБИОЦЕНОЗА КИШЕЧНИКА
Процесс формирования нормального микробиоценоза кииечника у детей проходит несколько стадий:
I стадия - асептическая (первые 10-20 часов после рождения), для нее характерен стерильныймеконий, представляющий собой гомогенную вязкую массу зеленого цвета.
II стадия - «транзиторного» дисбактериоза (2-4-ый день жизни), связана с заселением кишечного тракта кокками и другими микроорганизмами окружающей среды. У ребенка в это время отмечается «переходный» стул - кашицеобразной или жидкой консистенции, может быть примесь зелени, частично слизи, непереваренные частицы (створоженное молоко). На выраженность и длительность данной стадии могут влиять многочисленные факторы, среди которых следует отметить:
- состояние микробиоценоза родовых путей матери;
- особенности микробного загрязнения окружающей среды; т.е. наличие в ней сапрофитных микроорганизмов, условно-патогенных бактерий, вирусов, грибов и т.д.;
- особенности главной системы гистосовместимости, т.к. она определяет химическое строение рецепторных молекул, с которыми адгезивно взаимодействуют бактериальные штаммы, образуя микробные ассоциации слизистых оболочек, определяющих колонизационную резистентность пищеварительного тракта;
- наличие и степень активности пассивного иммунитета (специфического и неспецифического), передаваемого матерью организму плода как через кровь, особенно в последние 8 недель внутриутробного развития, так и с грудным молоком с самого первогокормления; сроки приложения к груди с момента рождения имеют существенное значение, т.к. с молоком поступают так называемые бифидогенные факторы; лактолаза, бифидогенный фактор Рейно, фактор Penndi Gyordy, бифидусфактор Petuelly, ненасыщенные жирные кислоты, которые способствуют более быстрому переходу в завершающую фазу становления микробиоценоза - "трансплантацию", где биоценоз становится доминирующий.
III стадия - "трансплантации" (5-7-ой день жизни), бифидофлора в микробном пейзаже становится основной, оставляя за собой пальму первенства на протяжении всей последующей жизни. Стул у ребенка на грудном вскармливании приобретает густую кашицеобразную консистенцию, желтого цвета с кислый запахом, не имеет посторонних примесей (слизь, вода, непереваренные комочки, кровь). На первом месяце стул может быть 5-7 раз в сутки (после каждого кормления), в дальнейшем частота его урежается, а с введением прикорма стул становится оформленным, 1-2 раза в день.
В повседневной жизни состав микрофлоры пищеварительного тракта регулируется присутствием питательных веществ, строением органов иих слизистой оболочки, объемом и рН пищеварительных секретов, перистальтикой, различными антимикробными факторами,
6
взаимоотношением различных видов микроорганизмов. На ее состав влияют возраст, характерпитания, условия проживания, сезон года и т.д. Способность здорового организма к саморегуляции обеспечивает быстрое восстановление нарушенного постоянства нормального биоценоза. Однако при возникновении заболеваний либо постоянном воздействии отрицательных факторов внешней среды происходит стойкое нарушение состава нормальной микрофлоры кишечника.
ДИСБАКТЕРИОЗ КИШЕЧНИКА. ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.