Искусство унцукульских мастеров, страница 7

В 1926 г. в Унцукуле была организована артель, переименованная в 1929 г. в артель промысловой кооперации им. М. Дахадаева. Первым представителем артели был избран Гусейнов Саадула Шамаз. Мастерам необходимо было преодолеть ряд трудностей, связанных с нехваткой сырья, инструментов, с недостаточным спросом на изделия.

К концу 20-х годов появились многочисленные изделия, изготовленные для музеев и выставок, отличившиеся новизной композиционных решений и простой формы, но из-за дороговизны они не стали достоянием массового потребителя.

Впоследствии возросших художественно-эстетических требований начался меняться ассортимент промысла. В начале 30-х годов появились многочисленные изделия,  отличившиеся массивность форм и богатством орнаментальных узоров в сочетании с советской тематикой чернильные приборы, круглые столики – работы мастеров Г. Переева, Н. Муилова и М. Ибрагимова, которые стали лучшими работами унцукульских мастеров того времени.

Работы, созданные на основе традиционных форм аварской бытовой утвари, повлияли на формообразование унцукульских изделий в последующие годы. В их числе были предметы, которые прежде украшали резьбой (солонки, мерки, ступки для толчения чеснока, поставцы, коробки, чашки, ложки и т. д.) в сочетании с унцукульской насечкой, отвечающие принципам художественной культуры нашего времени. Другая группа изделий, ранее не встречавшихся в обиходе горского быта – декоративные вазы, тарелки, блюда, подсвечники, лоточки, коробки с лаконичными строгими формами, созданные на основе традиций аварского резного дерева и унцукульской насечки, представляют собой сочетание открытых конструктивных форм с традиционными, наиболее простыми орнаментальными, производящими высокий художественный эффект.

В новых изделиях возрождаются старинные технические приёмы насечки. Вновь появляются знакомые нам «стрелки», «мышиный хвост», птичий след, зооморфные фигуры из металлических пластинок, полукруги, солярные знаки и ряд новых орнаментальных мотивов.

Лучшими образцами растительного орнамента служат работы художника М. Газимагомедова  «Лесная симфония»,  «Утро в лесу»,  которые переносят нас в мир  дагестанских  сказок. Тур, скачущий в окружении ланей, птицы, поющие на деревьях, удачно сочетаются с точным узором в виде зарослей и деревьев в блюде «Лесная симфония».

Традиционные этнографические виды изделий: трости, палки, табакерки и  другие изделия.

Изделия  четырёхгранной  формы  хранения  драгоценности,  табака и т. д.  шкатулки,  коробки,  курительные  наборы,  вазы,  лоточки.

Выточенные  на токарном станке цилиндрические предметы различного назначения; декоративные вазы, кружки, бокалы, мерки, пудреницы сахарницы, ступки для  толчения  чеснока,  декоративные сервизы   для  напитков.

Ювелирные украшения: браслеты, бусы, серьги, ожерелья и другие. Дисковидные точеные предметы: декоративные тарелки, блюда. Декоративно-монументальные изделия для жилого и общественного интерьера: панно, плакетки, триптихи, поставцы.

Традиционный этнографический ассортимент, складывавшийся десятилетиями, стал наиболее постоянным видом изделий для промысла трости, палки, трубки, и другие изделия из этой группы вырабатывались в Унцукуле с начала возникновения промысла. Из поколения в поколение мастера оттачивали форму изделий, вносили в оформление новые орнаментальные мотивы, обогащали узоры новыми элементами  орнамента. В результате коллективного творчества нескольких поколений выработались стойкие и орнаментальные решения.

Местные  художественные  промыслы  не  исчезнут.  Во всех  крупных  производственных  ценрах  -  в Кубачах,  Гоцатли,  Балхаре  и  Унцукуле  -  школьники  изучают  основы  мастерства,  и  многие  из  них  будут  продолжаь  дело  своих  отцов,  работая  в  родных  селениях.   Ведь  в  Дагестане  мастер-умелец  всегда  был  в  почёте. 

                               Литература:

1.  М.Г.Газимагомедов

«Художественные  народные  промыслы  Дагестана»

Махачкалы,1998г.

2.  А.Н.Шефов

«Народные  мастера  Дагестана»

Ленинград, 1982г.

3.  В.И.Марковин

«Дорогами  и  тропами  Дагестана»

Москва  «Искусство» 

1988г.

4.  Н.К.  Идрисова

«Декоративно-прикладное  искусство  Дагестана»

Махачкала,  1977г.