В 1926 г. в Унцукуле была организована артель, переименованная в 1929 г. в артель промысловой кооперации им. М. Дахадаева. Первым представителем артели был избран Гусейнов Саадула Шамаз. Мастерам необходимо было преодолеть ряд трудностей, связанных с нехваткой сырья, инструментов, с недостаточным спросом на изделия.
К концу 20-х годов появились многочисленные изделия, изготовленные для музеев и выставок, отличившиеся новизной композиционных решений и простой формы, но из-за дороговизны они не стали достоянием массового потребителя.
Впоследствии возросших художественно-эстетических требований начался меняться ассортимент промысла. В начале 30-х годов появились многочисленные изделия, отличившиеся массивность форм и богатством орнаментальных узоров в сочетании с советской тематикой чернильные приборы, круглые столики – работы мастеров Г. Переева, Н. Муилова и М. Ибрагимова, которые стали лучшими работами унцукульских мастеров того времени.
Работы, созданные на основе традиционных форм аварской бытовой утвари, повлияли на формообразование унцукульских изделий в последующие годы. В их числе были предметы, которые прежде украшали резьбой (солонки, мерки, ступки для толчения чеснока, поставцы, коробки, чашки, ложки и т. д.) в сочетании с унцукульской насечкой, отвечающие принципам художественной культуры нашего времени. Другая группа изделий, ранее не встречавшихся в обиходе горского быта – декоративные вазы, тарелки, блюда, подсвечники, лоточки, коробки с лаконичными строгими формами, созданные на основе традиций аварского резного дерева и унцукульской насечки, представляют собой сочетание открытых конструктивных форм с традиционными, наиболее простыми орнаментальными, производящими высокий художественный эффект.
В новых изделиях возрождаются старинные технические приёмы насечки. Вновь появляются знакомые нам «стрелки», «мышиный хвост», птичий след, зооморфные фигуры из металлических пластинок, полукруги, солярные знаки и ряд новых орнаментальных мотивов.
Лучшими образцами растительного орнамента служат работы художника М. Газимагомедова «Лесная симфония», «Утро в лесу», которые переносят нас в мир дагестанских сказок. Тур, скачущий в окружении ланей, птицы, поющие на деревьях, удачно сочетаются с точным узором в виде зарослей и деревьев в блюде «Лесная симфония».
Традиционные этнографические виды изделий: трости, палки, табакерки и другие изделия.
Изделия четырёхгранной формы хранения драгоценности, табака и т. д. шкатулки, коробки, курительные наборы, вазы, лоточки.
Выточенные на токарном станке цилиндрические предметы различного назначения; декоративные вазы, кружки, бокалы, мерки, пудреницы сахарницы, ступки для толчения чеснока, декоративные сервизы для напитков.
Ювелирные украшения: браслеты, бусы, серьги, ожерелья и другие. Дисковидные точеные предметы: декоративные тарелки, блюда. Декоративно-монументальные изделия для жилого и общественного интерьера: панно, плакетки, триптихи, поставцы.
Традиционный этнографический ассортимент, складывавшийся десятилетиями, стал наиболее постоянным видом изделий для промысла трости, палки, трубки, и другие изделия из этой группы вырабатывались в Унцукуле с начала возникновения промысла. Из поколения в поколение мастера оттачивали форму изделий, вносили в оформление новые орнаментальные мотивы, обогащали узоры новыми элементами орнамента. В результате коллективного творчества нескольких поколений выработались стойкие и орнаментальные решения.
Местные художественные промыслы не исчезнут. Во всех крупных производственных ценрах - в Кубачах, Гоцатли, Балхаре и Унцукуле - школьники изучают основы мастерства, и многие из них будут продолжаь дело своих отцов, работая в родных селениях. Ведь в Дагестане мастер-умелец всегда был в почёте.
Литература:
1. М.Г.Газимагомедов
«Художественные народные промыслы Дагестана»
Махачкалы,1998г.
2. А.Н.Шефов
«Народные мастера Дагестана»
Ленинград, 1982г.
3. В.И.Марковин
«Дорогами и тропами Дагестана»
Москва «Искусство»
1988г.
4. Н.К. Идрисова
«Декоративно-прикладное искусство Дагестана»
Махачкала, 1977г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.