Искусство унцукульских мастеров, страница 3

В  20-х  годах  по  инициативе  известных  мастеров  Унцукуля  М.Кебедова,  М. Юсупова  были  организованы  артели.  Эти  народные  умельцы  стали  основоположниками  советского  народа  искусства  Дагестана.

Чтобы  постичь  секреты  унцукульского  искусства, надо познакомиться  с его  орнаментации  и  процессом  производства.  Унцукульские  орнаменты  очень  древние.   Как  правило,  мастер  владеет  ими  в  совершенстве  и  пользуется  обычно  в  совершенстве  и  пользуется  обычно  в  зависимости  от  тех  задач, которые  он  перед  собой  ставит. 

От мастера  требуется  быть  не  только  художником,  прекрасно  знающим  все  существующие  виды  унцукульских  орнаментов,  но  и  в  совершенстве  овладеть  токарным  и  столярным  делом,  прекрасно  разбираться  в  структуре  ценных  пород  деревьев,  знать  ювелирное  дело,  так  как,  в  конечном  счете,  только  в  сочетании  этих  знаний   рождается  унцукульский  мастер.

Материал                                       

Работа  мастера  начинается  с  подбора  нужной  древесины.  Обычно  для  изготовления  изделий  используются  абрикосовые,  кизиловые  деревья,  выдержанные  не  менее  пяти  лет,  имеющие  идеально  ровную  поверхность  и  красивую  текстуру.  Учитывая  характер,  размер  древесины,  мастер  разрабатывает  специальный  орнамент  для  данного  произведения.  Художником  выбирается  форма  изделия,  от  которой  в  дальнейшем  зависит  рисунок. 

Выполненный  рисунок  на  бумаге  переносится  на  дерево  с  точностью  до  десятой  миллиметра.  Этот  процесс  один  из  самых   ответственных  моментов  работы  мастера.  В  начале  рисунок  переносится  карандашом,  а затем  слегка  намечается  резцом.

Ход  работы

Следующий  этап  работы  -  насечка.  На  нанесённом  рисунке  мастер  делает  в  древесине  надрез,  в  который   вставляется  пластинка.  Затем  она  обрезается  специальными  ножницами;  резким  и  точным  ударом  молоточка  мельхиоровая  пластинка  длинной  2,5мм.    и  толщиной  0,05мм.  загоняется  в  древесину.  Расстояние  между  насечками  бывает  0,8 – 0,9мм.

На  укрепление  одной  насечки  мастер  обычно  затрачивает  10 – 15  секунд.

Из  насечек-штрихов  образуется  своеобразная  дорожка,  которая  затем  с  двух  сторон  обкладывается  тонкой специальной  проволокой-каймой,  также  укрепляющейся  в  древесине.  В  зависимости  от  выбранного  орнамента  такая  дорожка  может  быть  прямой,  в  форме  шара. Очень часто вместо пластины используются специальные гвоздики, которые применяются для исполнения точечного рисунка, а также металлические кружочки, вокруг которых в виде каймы забиваются гвоздики.

Рисунок

При создании рисунка изделия мастер пользуется различными сочетаниями геометрических фигур в виде кинжалов, окружностей, сеток и т.д. Обычно дорожки выполняются сплошь из одних гвоздиков, обрамляя основные геометрические фигуры, которые неоднократно повторяются на поверхности формы. Обычно изделие унцукульского мастера имеет в рисунке до ста тысяч насечек-штрихов.

После насечки изделие полируется, шлифуется и покрывается лаком. Существует 13 основных древних орнаментов, которыми  внастоящее время пользуются Унцукульские мастера при создании своих произведений. Все основные орнаменты представляют собой геометрические рисунки, выполненные дорожкой  из пластинок, с двух сторон оформленные проволочной нитью

. Такая дорожка по аварски называется “къваIБез этого рисунка не обходится ни один из основных унцукульских орнаментов.

1) «Гусейн» - используется при изготовлении декоративных тростей, внешне напоминает, кинжал.

2) «Мартал»  - широко применяется в чистом виде, как и «Гусейн». Внешне похож на морские волны.

3) «Анчил» - довольно редко в настоящее время применяется самостоятельно. Внешне напоминает рисунок каменной стены.

4) «Хухун» - сетка. Очень часто пересечения сетки оформляют гвоздиками.

5)  «Аят» - шестигранник,  бывает  восьми  и  более  граней,  оформлен  дорожкой.  Используется  как  эмблема  унцукульского  производства.

6)  «Анквали» - похож на  пчелиные  соты,  в  чистом  виде  редко  употребляется.