В 20-х годах по инициативе известных мастеров Унцукуля М.Кебедова, М. Юсупова были организованы артели. Эти народные умельцы стали основоположниками советского народа искусства Дагестана.
Чтобы постичь секреты унцукульского искусства, надо познакомиться с его орнаментации и процессом производства. Унцукульские орнаменты очень древние. Как правило, мастер владеет ими в совершенстве и пользуется обычно в совершенстве и пользуется обычно в зависимости от тех задач, которые он перед собой ставит.
От мастера требуется быть не только художником, прекрасно знающим все существующие виды унцукульских орнаментов, но и в совершенстве овладеть токарным и столярным делом, прекрасно разбираться в структуре ценных пород деревьев, знать ювелирное дело, так как, в конечном счете, только в сочетании этих знаний рождается унцукульский мастер.
Материал
Работа мастера начинается с подбора нужной древесины. Обычно для изготовления изделий используются абрикосовые, кизиловые деревья, выдержанные не менее пяти лет, имеющие идеально ровную поверхность и красивую текстуру. Учитывая характер, размер древесины, мастер разрабатывает специальный орнамент для данного произведения. Художником выбирается форма изделия, от которой в дальнейшем зависит рисунок.
Выполненный рисунок на бумаге переносится на дерево с точностью до десятой миллиметра. Этот процесс один из самых ответственных моментов работы мастера. В начале рисунок переносится карандашом, а затем слегка намечается резцом.
Ход работы
Следующий этап работы - насечка. На нанесённом рисунке мастер делает в древесине надрез, в который вставляется пластинка. Затем она обрезается специальными ножницами; резким и точным ударом молоточка мельхиоровая пластинка длинной 2,5мм. и толщиной 0,05мм. загоняется в древесину. Расстояние между насечками бывает 0,8 – 0,9мм.
На укрепление одной насечки мастер обычно затрачивает 10 – 15 секунд.
Из насечек-штрихов образуется своеобразная дорожка, которая затем с двух сторон обкладывается тонкой специальной проволокой-каймой, также укрепляющейся в древесине. В зависимости от выбранного орнамента такая дорожка может быть прямой, в форме шара. Очень часто вместо пластины используются специальные гвоздики, которые применяются для исполнения точечного рисунка, а также металлические кружочки, вокруг которых в виде каймы забиваются гвоздики.
Рисунок
При создании рисунка изделия мастер пользуется различными сочетаниями геометрических фигур в виде кинжалов, окружностей, сеток и т.д. Обычно дорожки выполняются сплошь из одних гвоздиков, обрамляя основные геометрические фигуры, которые неоднократно повторяются на поверхности формы. Обычно изделие унцукульского мастера имеет в рисунке до ста тысяч насечек-штрихов.
После насечки изделие полируется, шлифуется и покрывается лаком. Существует 13 основных древних орнаментов, которыми внастоящее время пользуются Унцукульские мастера при создании своих произведений. Все основные орнаменты представляют собой геометрические рисунки, выполненные дорожкой из пластинок, с двух сторон оформленные проволочной нитью
. Такая дорожка по аварски называется “къваI” Без этого рисунка не обходится ни один из основных унцукульских орнаментов.
1) «Гусейн» - используется при изготовлении декоративных тростей, внешне напоминает, кинжал.
2) «Мартал» - широко применяется в чистом виде, как и «Гусейн». Внешне похож на морские волны.
3) «Анчил» - довольно редко в настоящее время применяется самостоятельно. Внешне напоминает рисунок каменной стены.
4) «Хухун» - сетка. Очень часто пересечения сетки оформляют гвоздиками.
5) «Аят» - шестигранник, бывает восьми и более граней, оформлен дорожкой. Используется как эмблема унцукульского производства.
6) «Анквали» - похож на пчелиные соты, в чистом виде редко употребляется.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.