Искусство унцукульских мастеров

Страницы работы

Содержание работы

Министерство Образования Российской Федерации

                                       Д Г П У

                                 Институт  Искусств

Кафедра  ДПИ

         Курсовая работа

        По дисциплине: «История ДПИ» 

На тему:

«Искусство унцукульских  мастеров»                                   

Выполнила ст-ка 5-го курса:

                 

Руководитель: Саида Гаджиевна                                                                  

Махачкала 2003г.

   Содержание

Введение……………………………………………………………… …….2

1.  Унцукуль - центр  художественной  обработки  дерева…………....3

2.  Происхождение  местного  мастерства. ………………………….....4                                                                      

3.  Мастера  Унцукуля………………………………………….………...4

4.  Выставки  изделий  унцукульских  мастеров  и  музей  фабрики                                им.  Махача Дахадаева……………………………………..………....5

5.  Артели  народных  умельцев  Дагестана …………………………..6

6.  Материал………………………………………………………………7

7.  Ход  работы……………………………………………………………7

8.  Рисунок………………………………………………………………..8

9.  Орнаменты  современных  мастеров………………………………..9

10. Унцукульская  насечка……………………………………………...10

11. Поиск  нового  материала…………………………………………..11

12.История  узоров………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………....17

Список  использованной   литературы. ………………………………..18

Иллюстрации………………………………………………………………19

                                                                            Если  вы  попросите  семилетнего  горского

  мальчика  нарисовать  дом,  он  нарисует  его

  так  же, как  и  любой  другой семилетний  ре-

бёнок.   Но  если  вы  его  же  попросите  поло-

жить орнамент  на  блюдо или кувшин,  то его

работа  может поспорить с рисунком  профес -

                                                            сионального  художника – декоратора. 

Почему?  Просто  потому,  что  учили  его

 этому  искусству тысячи  и  семь лет! Потому,

 что  в  нём живёт поэт, композитор, художник.

Расул  Гамзатов.  1971 г.

С  раннего  детства  Жители  Дагестана  окружены  орнаментальным  узорочьем.  Оно  и  на  колыбели,  яркой,  нарядной,  и  почти  на  всех  вещах,  которыми  пользуется  семья, - деревянных  мисках,  ложках,  солонках,  мерках  для  муки,  сделанных  с  большой  любовью.  Огромные  блюда  для  хинкала  с  тремя  концентрическими  кругами – углублениями  и  те  нередко  покрыты  узором.  В  малое  центральное  отделение  нальёт  хозяйка  чесночный  соус,  в  средний  круг  положит  сваренные  ромбики  из  кукурузного  теста,  а  в  нижний – клубящуюся  паром  баранину.  Покончат  с  едой,  и  на  дне  покажется  узор.  В  старину  уютно  располагались  на  коврах,  прямо  на  полу.  Приходит  гость,  подают  небольшое  угощение  и  перед  ним  ставят  круглый  или  четырёхугольный  столик  на  низеньких  ножках.  Часть  столика,  там,  где  ножки,  покрыта  узором  и  расписана.  Он  то  утоплен  в  фон,  то  выступает  плоским  рельефом.  Обычно  такой  столик  прислонён  к  стене,  и  все  могут  любоваться  его  красотой.  Всюду  узор:  на  ступке  для  чеснока,  на  бархатном  футляре  для  очков,  на  длинных  подушках,  которые  удобно  подложить  под  бок.  Красота  орнамента,  его  то  быстрая,  бегущая  вязь,  то  плавно – напевная,  сопровождала  и,  думаю,  будет  сопровождать  быт  дагестанца  всю  жизнь.  Больно  бывает  смотреть,  когда  рядом  с  чисто  народной  вещью  вдруг  окажется  холодная  и  грубая  пластмассовая  посуда.

В  Аварии,  среди  скалистых  нагромождений  на  берегу  Аварского  Койсу,  по  камням  Бетльского  плато  разместились  постройки  Унцукуля  -  родины  Махача  Дахадаева.  Дома  утопают  в  зелени  садов,  наполняя  село  пряным  запахом  абрикосов.

Унцукуль  -  крупный  центр  по  художественной  обработке  дерева.  Ещё  в  19  веке  русские  офицеры  и  солдаты  мечтали  заполучить  корешковую  трубочку,  покрытую  металлическим  набойным  узором.   Красиво,  а  от  этого  и  дымок  слаще,  кажется.  Уже  в  годы,   когда  перед  Шамилём  низко  и  услужливо  склоняли   головы  не  только  одни  наибы,  но и  целые  селения,  про  унцукульцев  ходили  слухи,  что  они  самые  лучшие  трубочные  мастера на  Кавказе  и  из-за  этого  не  очень-то  терпят  мюридизм,  который  запрещает  курение  табака.

Малоземелье,  зависимость  от  шамхалов  Тарковских,  которые  владели  пастбищами,  заставляли  унцукульцев  искать  приработки  на  стороне.  Вот  и  появились  незадолго  до  революции  на  всех  курортах  Кавказа  продавцы  тростей,  стеков,  ножей  для  резки  бумаги  с  металлическими  надписями  «Кавказ».  Возили  они  свой  товар  и  за  пределы  Кавказа,  и  за  границу.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История ДПИ
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
90 Kb
Скачали:
0