Обращает на себя внимание часто встречающийся узор в виде ромба или косо поставленного квадрата, раздельного крестообразно на четыре части с изображением точки в центре каждого из них (ункъорукъ). Знак засеянного поля древних земледельцев. Сплошной тканый узор, состоящий из фигур «хухун-ишан», символизирует землю, пашню, дождь, в комплексе которого выражена идея плодородия. Древнейшие черты прослеживаются и в ряде других узоров. Таковы мотивы «Бер-ишан» с отходящими книзу дугообразными отростками, круг с множеством лучей «шулелъдерилишин» - вариант солярного знака, коническая фигура с кругами «капур ишин», близкие по своим внешним сходствам мотивом узоров по дереву.
В целом, как следует из приведенных выше примеров, орнаментальные мотивы унцукульской насечки имеют весьма древнее происхождение. Новые элементы в коллективном творчестве мастеров переосмысливались в духе традиционной системы и органически входили в декоративную ткань произведений. Это определило стилистическое единство унцукульского орнаментального искусства.
Особое место в изобразительных средствах насечки составляют отдельные узоры с копьевидным заострением, тесно связанным с орнаментальными мотивами древнего слоя. Таковы «матахъ-ишан», «раса-ишан». «Раса-ишан», применяемый для покрытия узких поверхностей граней портсигаров, ручек, ножей для резания бумаги, представляет собой узор в виде вытянутого прямоугольника с кружочками по краям. Ряд идущих друг за другом мотивов «раса-ишан» образует ритмическую цепь из арочек и прямоугольников. «Матахъ-ишан» является видоизменением солярного знака, вытянутого в конусоугольный овал и используемого для украшения. На изделиях различной формы используются узоры в виде остроугольников, завершающихся в основании кружочками «хеч-ишан». Более широкое применение находят закруглённые узоры, треугольная композиция которых - «хеч»- имеет вид удлинённого овала, с одной стороны заканчивающегося острием, а с другой - кружочком «Чикал-ишан». Из других геометрических узоров, не уступающих в изяществе и распространённости крупным мотивам, наиболее часто применяются узоры в виде кружочков, соединенных сплошными или прерывными с точками линиями, используемыми для украшения портсигаров, пресс-папье, спичечников, декоративных рамок.
Сплошной решетчатый мотив из кружков со вставками из металлических пластинок или из крашеной кости, образующих прямоугольную, квадратную или овальную композицию «кьенсер-ишан».
Указанные узоры имеют мелкие элементы кружочки-наросиы, на остриях кружочки (солярные знаки) даются или широкими пятнами на подобие балхарских или гоцатлинских мотивов, или мелкими точками костяных гуцульских вставок.
Мелкие кружочки обычно идут по бордюру изделия, образуя кайму вокруг группированных на значительной площади его ромбовидных клеток или прямоугольников, сплетённых в виде кружков «хухун-ишан».
Все упомянутые выше орнаментальные мотивы использовались для декорирования тростей, палок с лицевой стороны или сплошь по всей поверхности в разнообразных сочетаниях. Многие элементы унцукульского орнамента: рукъ-дом, ромбовидная фигура, къватI - улица, зигзагообразная или прямая широкая, состоящая из штрихов: гIонкIкIол рачI - мышиный хвост, вертикальная полоса в виде ёлочки: хIанчIил-птичий след, штрихи, уходящие веером из одной точки: чIвалеб – берсомерный знак, заполненный штрихами относительно геометрического центра, тIамах– лист, рогообразная фигура, заполненная штрихами: чиква – капля, сплошная металлическая пластинка в центре круга и другие названы лишь в порядке вторичного осмысления по внешнему сходству фигур.
В 1924 г. в Унцукуле была организована первая кооперация «Товарищество», в которое входили умельцы аула.
Появились новые композиционные решения, обогащенные новыми мотивами в виде эмблем пятиконечной звезды и т. д.
Характерной особенностью композиционных решений унцукульского орнамента этого периода является расчленённое покрытие поверхности предметов горизонтальными полосами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.