Искусство унцукульских мастеров, страница 5

Поиск  нового  материала

Возможности  тоненького  тростника-волжанки,  из  которого  изготавливали  ручки  для  нагаек  и  для  кнутовищ  стеков,  были  ограничены,  и  унцукульцы  начали  искать  новый  материал,  который  расширил  бы  возможности  производства  изделий  с  насечкой.  Выбор  пал  на  кизиловое  и  абрикосовое  деревья.  Кизиловая  древесина  хорошо  распаривалась  на  огне,  после  чего  можно  придать  дереву  нужную  форму,  хорошо  держала  вставленную  в  дерево  металлическую  ленту.  Техника  насечки  проста:  в  узкие  ложбины  и  выемки  тщательно  очищенной  поверхности  кизилового  дерева  наносят  мелкие  штрихи  серебряного  узора.

В  первой  половине  19 века  ассортимент  унцукульских  изделий  был  достаточно  разнообразен.  Из  сердцевины  кизилового  дерева  изготовляли  трости,  стеки,  ручки  для  кнута;  из  абрикосового  дерева – курительные  трубки,  табакерки  с  медной  и  латунной  насечкой,  которые  скупались  кавказскими  и  русскими  любителями  как  памятные  сувениры. В  начале  ХХ века мастера Хасбулат  Магомедов,  Магомед  Юсупов,  Магомедали  Хожол, Магомед Тутулилав  предприняли  ряд  поездка  в  Азию,  Европу  и  Америку.

С оскудением запасов красного  кизила  мастер Алигаджи Пилупанов стал  использовать  для  изготовления  изделий  более  светлый  вид  кизила  с  потанировкой под тёмно-красный  цвет. Использование красителей ля  тонировки  позволило  наряду  со  светлым  кизиловым  деревом  применять  и  другие,  более  дешёвые  местные  породы  древесины, это дало  возможность  обеспечить  промысел  необходимым  сырьём.

История  узоров

Орнамент  унцукульской  насечки  в  основном  геометрический,  по  наряду  своих  черт  восходящий  к  древним  кобынским  геометрическим  узорам  и  узорам  аварского  резного  дерева,  а  также  к  гоцатлинской  гравировке  из  меди,  балхарской  росписи  по  керамике.  Он  относится  к  кругу  узоров   глубокой  древности  в  развитии  изобразительного  искусства  ранее  земледельческих  народов.  Для  бронзовых  топоров  позднекобанской  культуры,  обнаруженных  археологами  на  территории  Дагестана  и  Кабардино-Балкарии,  а  также  для  аварского  резного  дерева  характерны  узоры  в  виде  прямых  и  волнистых  линий,  чёрточек,  ромбиков,  кружков,  треугольников,  ёлочек  бесспорно  относящихся  к  кругу  символов  плодородия.

На  современных  унцукульских  изделиях  и  изделиях  19в.  аналогичные  элементы  встречаются  часто.  Это  солярные  знаки  в  разных  вариантах – круг,  концентрический  круг  и  круг  с  расширяющимся  лугом – бывают  вписаны  в  виде  много  лепестковых  или  лучеобразных  много  конечных  звёзд,  розеток,  спиралей,  лабиринтов,  которые  входят  в  состав  сложной  орнаментальной  композиции,  относящийся  к   кругу  раннеземледельческого  мировосприятия.

Для  орнамента  унцукульской  насечки  характерно  переосмысление  по  внешнему  сходству.  Отдельные  узоры  и  их  варианты  являются  видоизменёнными  зооморфными  мотивами.

Связь  с  зооморфными  изображениями  одних  и  тех  же  изображений,  их  схематизаций,  обобщений  всего  предмета  или  его  части  (вместо головы - глаз, вместо птицы - след)  наиболее  характерных  признаков образа.

Среди многообразных форм, встречающихся в орнаментике  унцукульской  насечки,  выделяется  треугольник.  Он  присутствует  главным  образом  в  рапортном  повторении  в  ленточных  и  солярных  мотивах,  на  тростях,  трубках,  карандашницах  и  других  цилиндрических  и  объёмных  сосудах,  а  иногда  и  на  плоских  предметах. Будучи  вписанным, в  полукруг, треугольник  образует   своеобразный  элемент, редко  встречающийся  в  народном  искусстве.