Поиск нового материала
Возможности тоненького тростника-волжанки, из которого изготавливали ручки для нагаек и для кнутовищ стеков, были ограничены, и унцукульцы начали искать новый материал, который расширил бы возможности производства изделий с насечкой. Выбор пал на кизиловое и абрикосовое деревья. Кизиловая древесина хорошо распаривалась на огне, после чего можно придать дереву нужную форму, хорошо держала вставленную в дерево металлическую ленту. Техника насечки проста: в узкие ложбины и выемки тщательно очищенной поверхности кизилового дерева наносят мелкие штрихи серебряного узора.
В первой половине 19 века ассортимент унцукульских изделий был достаточно разнообразен. Из сердцевины кизилового дерева изготовляли трости, стеки, ручки для кнута; из абрикосового дерева – курительные трубки, табакерки с медной и латунной насечкой, которые скупались кавказскими и русскими любителями как памятные сувениры. В начале ХХ века мастера Хасбулат Магомедов, Магомед Юсупов, Магомедали Хожол, Магомед Тутулилав предприняли ряд поездка в Азию, Европу и Америку.
С оскудением запасов красного кизила мастер Алигаджи Пилупанов стал использовать для изготовления изделий более светлый вид кизила с потанировкой под тёмно-красный цвет. Использование красителей ля тонировки позволило наряду со светлым кизиловым деревом применять и другие, более дешёвые местные породы древесины, это дало возможность обеспечить промысел необходимым сырьём.
История узоров
Орнамент унцукульской насечки в основном геометрический, по наряду своих черт восходящий к древним кобынским геометрическим узорам и узорам аварского резного дерева, а также к гоцатлинской гравировке из меди, балхарской росписи по керамике. Он относится к кругу узоров глубокой древности в развитии изобразительного искусства ранее земледельческих народов. Для бронзовых топоров позднекобанской культуры, обнаруженных археологами на территории Дагестана и Кабардино-Балкарии, а также для аварского резного дерева характерны узоры в виде прямых и волнистых линий, чёрточек, ромбиков, кружков, треугольников, ёлочек бесспорно относящихся к кругу символов плодородия.
На современных унцукульских изделиях и изделиях 19в. аналогичные элементы встречаются часто. Это солярные знаки в разных вариантах – круг, концентрический круг и круг с расширяющимся лугом – бывают вписаны в виде много лепестковых или лучеобразных много конечных звёзд, розеток, спиралей, лабиринтов, которые входят в состав сложной орнаментальной композиции, относящийся к кругу раннеземледельческого мировосприятия.
Для орнамента унцукульской насечки характерно переосмысление по внешнему сходству. Отдельные узоры и их варианты являются видоизменёнными зооморфными мотивами.
Связь с зооморфными изображениями одних и тех же изображений, их схематизаций, обобщений всего предмета или его части (вместо головы - глаз, вместо птицы - след) наиболее характерных признаков образа.
Среди многообразных форм, встречающихся в орнаментике унцукульской насечки, выделяется треугольник. Он присутствует главным образом в рапортном повторении в ленточных и солярных мотивах, на тростях, трубках, карандашницах и других цилиндрических и объёмных сосудах, а иногда и на плоских предметах. Будучи вписанным, в полукруг, треугольник образует своеобразный элемент, редко встречающийся в народном искусстве.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.