Искусство унцукульских мастеров, страница 2

Происхождение  местного  мастерства  пока  не  выяснено.  Е.М.  Шиллинг  считал,  что  насечка  металлом  по  дереву  ведет  свое  происхождение  от  инкрустации    металлом  по  металлу,  при  этом  имеется  промежуточный  этап – инкрустация  деревом  по  камню,  что  делалось  с  архитектурными  целями.  Такой  «ряд»  ничего  не  объясняет,  здесь  нет  эволюции.  Существует  ещё  мнение,  что  унцукульское  производство  возникло  под  влиянием  украинских  (гуцульских)  умельцев,  которые  во  время  Кавказской  войны  могли  попасть  в  плен  и  жить  в  Унцукуле.

Современное  унцукульское  производство  не  очень  простое.  Трость  можно  сделать  только  из  кизила – древесина  у  него  прочная,  красивая,  плотной  структуры,  упругая.  Боярышник  нужен  для  мелких  поделок  и  ручек  для  тростей.  Он  в  распиле  обладает  красивым  розоватым  тоном,  у  него  древесина  хороша  для  резьбы  мелких  деталей.  Дерево  привозят  из  северного  Дагестана,  где  имеются  заросли  кизила  и  боярышника.  Древесину  выпрямляют,  подсушивают,  пускают  на  токарный  станок,  делают  заготовки  курительных  трубок,  мундштуков,  портсигаров,  тростей  и  других  вещей.  Наступает  очередь  насечки.  Для  этой  цели  употребляется  мельхиор.  В  дереве  делают  резцом  уколы  и  надрезы,  в  них   вставляют  проволочки  и  ленты,  затем  их  обрезают  по  самому  краю  и  ударом  молотка  окончательно  вгоняют  в  дерево.  Ленточные  полосы  металла  дают  штрихи,  проволочки – точечный  узор,  употребляются  также  металлические  вставки  разных  форм  и  фигурные  кусочки  окрашенной  кости.  Орнамент  носит  геометрический  характер,  хотя  отдельные  элементы  его,  судя  по  названиям  (глаз,  лист,  бровь),  ведут  начало  от  реального  мира.

Среди  мастеров-унцукульцев  большой  известностью  пользуются  Идрис  Абдуллаев,  Магомедали  Газимагомедов,  Абдулжалил  Магомедов,  Магомедали  Гасанов,  Магомед-Загид  Мирзоев,  Магомедали  Гамзатов,  Мирза  Магомедов  и  другие.  Эти  мастера  стараются  найти  и  новые  орнаментальные  мотивы,  и  расширить  ассортимент  изделий.  Собственно,  новые  нетрадиционные  вещи  в  Унцукуле  стали  изготавливать  с  1921  года,  когда  в  подарок  В.И.Ленину  от  всего  Дагестана  два  мастера – Нурмагомед  Ханбудаев  и  Магомед  Кебедов – сделали  письменный  прибор.  Он  состоит  из  двух  чернильниц  на  подставке,  двух  подсвечников,  пресс-папье,  стакана,  ручки,  ковшика  для  мелочей  и  записной  книжки.  Орнамент  подобран  с  большим  вкусом -  струится  спиральная  волна  по  корочкам  книжки.  Яркими  розами  украшен  ковш,  переливами  металла  сверкает  постамент  чернильниц.

Поиски  нового  привели  к  появлению  оригинальных  по  форме  и  очень  красочных  по  орнаментации  ступки,  ковша,  даже  телефонного  аппарата  (Идрис  Абдуллаев),  деревянных  плакеток  с  изображением  фантастических  птиц  и  животных  (М.Газимагомедов).

Лучшие  художественные  произведения  экспонируются  во  многих  музеях  нашей  страны  и  мира.  Свои  изделия  унцукульцы  показывали  на  выставках  во  Франции,  США,  Бельгии.

В  музее,  который  заботливо  собран  работниками  Художественной  фабрики  им.  Махача  Дахадаева,  много  интересных  вещей  - рожки  для  надевания  обуви,  вазы,  стаканы,  ножи  для  резки  бумаги,  броши,  браслеты,  портсигары,  рамы  и  бусы.  И  все  это  покрыто  узором  в  виде  зигзагов,  плетенки,  цветков  ромашки  ли  сияющего  солнца.  Здесь  собрана  большая  коллекция  тростей,  некоторые  из  них  перевиты  «змеями»,  другие  украшены  ручками  в  виде  лисьих  мордочек,  а  по  стволу  третьих  ползут  черепахи.

На  фабрике  работает  много  больших  мастеров,  среди  которых  есть  и  женщины – первоклассные  художницы  такие,  как Сайгибат  Магомедова,  Калимат  Гамзатова,  Меседо  Небетмагомедова.

В  1971  году  впервые  в  Дагестане  из  семьи  художников, 

И. Абдуллаеву  из  Унцукуля  было  присуждено  почётное  звание  лауреата   государственной  премии   РСФСР  имени  И.Е.Репина.