Происхождение местного мастерства пока не выяснено. Е.М. Шиллинг считал, что насечка металлом по дереву ведет свое происхождение от инкрустации металлом по металлу, при этом имеется промежуточный этап – инкрустация деревом по камню, что делалось с архитектурными целями. Такой «ряд» ничего не объясняет, здесь нет эволюции. Существует ещё мнение, что унцукульское производство возникло под влиянием украинских (гуцульских) умельцев, которые во время Кавказской войны могли попасть в плен и жить в Унцукуле.
Современное унцукульское производство не очень простое. Трость можно сделать только из кизила – древесина у него прочная, красивая, плотной структуры, упругая. Боярышник нужен для мелких поделок и ручек для тростей. Он в распиле обладает красивым розоватым тоном, у него древесина хороша для резьбы мелких деталей. Дерево привозят из северного Дагестана, где имеются заросли кизила и боярышника. Древесину выпрямляют, подсушивают, пускают на токарный станок, делают заготовки курительных трубок, мундштуков, портсигаров, тростей и других вещей. Наступает очередь насечки. Для этой цели употребляется мельхиор. В дереве делают резцом уколы и надрезы, в них вставляют проволочки и ленты, затем их обрезают по самому краю и ударом молотка окончательно вгоняют в дерево. Ленточные полосы металла дают штрихи, проволочки – точечный узор, употребляются также металлические вставки разных форм и фигурные кусочки окрашенной кости. Орнамент носит геометрический характер, хотя отдельные элементы его, судя по названиям (глаз, лист, бровь), ведут начало от реального мира.
Среди мастеров-унцукульцев большой известностью пользуются Идрис Абдуллаев, Магомедали Газимагомедов, Абдулжалил Магомедов, Магомедали Гасанов, Магомед-Загид Мирзоев, Магомедали Гамзатов, Мирза Магомедов и другие. Эти мастера стараются найти и новые орнаментальные мотивы, и расширить ассортимент изделий. Собственно, новые нетрадиционные вещи в Унцукуле стали изготавливать с 1921 года, когда в подарок В.И.Ленину от всего Дагестана два мастера – Нурмагомед Ханбудаев и Магомед Кебедов – сделали письменный прибор. Он состоит из двух чернильниц на подставке, двух подсвечников, пресс-папье, стакана, ручки, ковшика для мелочей и записной книжки. Орнамент подобран с большим вкусом - струится спиральная волна по корочкам книжки. Яркими розами украшен ковш, переливами металла сверкает постамент чернильниц.
Поиски нового привели к появлению оригинальных по форме и очень красочных по орнаментации ступки, ковша, даже телефонного аппарата (Идрис Абдуллаев), деревянных плакеток с изображением фантастических птиц и животных (М.Газимагомедов).
Лучшие художественные произведения экспонируются во многих музеях нашей страны и мира. Свои изделия унцукульцы показывали на выставках во Франции, США, Бельгии.
В музее, который заботливо собран работниками Художественной фабрики им. Махача Дахадаева, много интересных вещей - рожки для надевания обуви, вазы, стаканы, ножи для резки бумаги, броши, браслеты, портсигары, рамы и бусы. И все это покрыто узором в виде зигзагов, плетенки, цветков ромашки ли сияющего солнца. Здесь собрана большая коллекция тростей, некоторые из них перевиты «змеями», другие украшены ручками в виде лисьих мордочек, а по стволу третьих ползут черепахи.
На фабрике работает много больших мастеров, среди которых есть и женщины – первоклассные художницы такие, как Сайгибат Магомедова, Калимат Гамзатова, Меседо Небетмагомедова.
В 1971 году впервые в Дагестане из семьи художников,
И. Абдуллаеву из Унцукуля было присуждено почётное звание лауреата государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.