Искусство унцукульских мастеров, страница 4

7)  «Бер» - в  переводе  означает  глаз.  Внешне  похож  на  кружок  из  металла.

8)  «Эрса»  - древний  орнамент,  возникший  из  сочетания  «Берса»

и  «КъватIа».

9)  «Унколач» - в переводе - мышиный  хвост.  Очень  часто  применялся  с  орнаментами  «бер»  и  «анчил».

10)  -  «Тамах» - внешне  напоминает  усы.  Используется  в  сочетании  с  орнаментом  «бер».  Имеет  различные  размеры. 

11)  «Ханчил-лъакI» - в  переводе – птичий  след.  Служит  дополнением  к  основным  орнаментам.

12)  «Роса» - напоминает  лодку.  Часто  использовался  на  табакерках,  трубках  и  кобурах.

13)  «Капли» - похож  на  падающую  каплю.  В  настоящее  время  всегда  почти  применяется  в  орнаменте  «бер».

     Новые решения в исполнении орнамента современными   

мастерами  Унцукуля                         

Кроме вышеназванных орнаментов, существуют десятки  вспомогательных,  которые  используются  только  в   сочетании  с  основными,  дополняя  их,  украшая  геометрический  рисунок.  В  последние  годы  идёт  непрерывная  эволюция  орнаментов,  которые  создают  новые  изделия.  Это,  прежде  всего  произведения  художников  И.Абдулаева,  А.Магомедова,  Х.Амиргамзаева,  А.Абдурахманова  и  других.  Орнаменты  этих  мастеров  очень  часто  представляют  новое  решение,  в  котором  заметно  использование  древних  орнаментов  в  сочетании  с  вновь  найденными  и  разработанными.  Примером  может  служить  кумуз - национальный  музыкальный  инструмент  работы  И.Абдулаева.  Вначале  инструмент  был  сделан  из  абрикосового  дерева,  затем  мастер  украсил  кумуз  унцукульским  орнаментом.  Для  этой  цели  в  1969-70 годах  им  был  разработан  совершенно  новый  рисунок,  ранее  не  применявшийся  в  истории унцукульского  искусства.  Творчески  используя  традиционные  древние  орнаменты  «бер»,  «къватI»,  «хIанчил-лъакI»  и  различные  формы «аята»  и  «унколача»,  автор,  удачно  сочетая  их,  вносит  в  рисунок  новые  художественные  решения,  как,  например  пересечение  бегущих  дорожек,  заполнение  свободного  поля  точечным  орнаментом,  который  ранее  самостоятельно  не  применялся.   Такое  решение  позволило  Абдуллаеву  создать  новый  орнамент,  привлекающий  оригинальностью  и  тонкостью  исполнения.  В  новом  орнаменте  использовано  двести  тысяч  штрихов,  выполненных  из  пластинок,  гвоздиков  и  тонкой  проволоки.

Искусство  этого  мастера  заключается  в  ювелирном  исполнении  насечки,  которая  всегда  поражает  ажурностью,  лёгкостью,  изяществом.

Абдуллаев  в  эти  годы  создал  такие  декоративные  вазы,  как  «Октябрь» (1967),  «Унцукуль» (1967),  «Дагестан» (1968),  «Весна» (1968-1969),  которые  экспонировались  на  выставке  народных  мастеров.  Он  новаторски  подходит  к  своей  работе.  Впервые  им  были  созданы  вазы,  декоративные  тарелки,  привлекающие  новизной  самого  узора,  удачным  сочетанием  композиций  самых  различных  древних  орнаментов.  Он  постоянно  смело  экспериментирует,  создаёт  новые  формы  своих  изделий.

Лучшие  произведения  художников   Дагестана  экспонируются  на  международных  выставках   всех  континентов,  поражая  мир  замечательным  народным  искусством.

За  последние  годы  выдвинулись  целая плеяда  талантливых  молодых  мастеров,  которые  в  настоящее  время  оказывают  заметное  влияние  на  рост  народных  промыслов  в  целом.

Унцукульскаянасечка

Унцукульская  насечка  металлом  по  дереву – редкая  разновидность  художественного  ремесла,  сочетающая  обработку  дерева  с  узорами  из  мельхиоровой  или  серебряной  проволоки.  По  своей  уникальности  она    относится  к  наиболее  ярким  видам  дагестанского  народно -  декоративного  искусства.  

Унцукульский  промысел,  наследуя  древние  традиции  художественной  обработки  дерева  и  металла,  возник  относительно  недавно.  Основная  группа  наиболее  ранних  сохранившихся  памятников – курительные  трубки,  ручки  для  кнута – относится  к  концу  18 – началу 19в.  отличается  известностью  формы,  простейшим,  весьма  благородным  орнаментом,  выполненным  в  технике  насечки  в  сочетании  с  серебряными  накладками  с  чернью.   Анализ  ранних  памятников  показывает,  что,  находясь  в  преемственности  с  более  ранними  видами  декоративного  искусства,  унцукульская  насечка  обладает  ярко  выраженным  своеобразием,  связанным  в  большей  мере  с  особенностями  художественно-ремесленных  приёмов  этого  вида  искусства.