Психодиагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению. Беседа об отношении к школе и учению

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет философии и психологии

Кафедра психологии Серия "Психодиагностика"

ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Часть 3. Психодиагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению

для студентов 3-го курса отделения психологии факультета философии и психологии

Составители: К.М. Гайдар, Н.И. Вьюнова

Воронеж 1999


2

БЕСЕДА ОБ ОТНОШЕНИИ К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ1

( )

Цель:диагностика мотивационной готовности к школьному обучению.

Материал:бланк с программой беседы.

Ход работы:обследование проводится индивидуально с первокласcником в первые месяцы обучения (если беседа проводится с дошкольником во время приема в школу, то времена глаголов в вопросах соответственно изменяются). Все ответы ребенка протоколируются. В протоколе фиксируются данные наблюдения во время беседы с ним.

Вопросы:

1.  Хотел ли ты идти в школу? (выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе).

2.  Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу? (осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу).

3.  Готовился ли ты к школе? Как ты готовился (тебя готовили)? (какие собственные действия или действия родителей ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе).

4.  Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (элементы школьно-учебной действительности, наиболее привлекательные для детей).

5.  Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? (отсутствие или наличие у ребенка учебной ориентации в ситуации необязательности посещения школы).

6.  Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного урока – о чем бы ты хотел узнать, чем заняться? (место школьно-учебных интересов среди всех в условиях свободного выбора).

7.  Как, по-твоему, лучше учиться – дома или с мамой или в школе с учителем? Дома с учителем или в школе с мамой? (предпочтение школьным организационным формам учения).

Оценка беседы:за ответ, содержащий предпочтение школьно-учебной тематики, приписывают А; за формальный, внешний, "дошкольный" и пр. ответ – Б; за отказ от ответа – С.

Оцениваются вопросы 3 - 6. За каждый ответ присуждается 1 балл (кроме ответов на 1 и 2 вопросы).

Критерии оценки полученных результатов.

Высший балл – 4А – говорит о сформированности мотивационной готовности к школьному обучению.

Низший балл – 4Б – говорит о несформированности мотивационной готовности к школьному обучению.

1 Описывается по: Психологическая диагностика и коррекция личности школьников. Методические рекомендации для студентов пединститутов и школьных психологоа - Воронеж, 1991. - С. 13-14.


3

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ «БЕСЕДА ОБ ОТНОШЕНИИ К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ»2

Цель:выявить наличие или отсутствие у детей дошкольного и младшего школьного возраста основных компонентов внутренней позиции школьника, которыми являются следующие:

а)  ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от нее; обнаруживает чувст во необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

б) проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содер жанию занятий: 1) предпочитает уроки грамоты и счета занятиям «дошколь ного» типа (рисование, пение, физкультура, труд), 2) имеет содержательное представление о подготовке к школе;

в) отказывается от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения: 1) предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома, 2) положительно отно сится к наличию общественно принятых норм поведения (дисциплины), 3) предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заве дений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам по ощрения, характерным для непосредственно-личных отношений (сладости, подарки и т.п.);

г)  признает авторитет учителя. Материал: набор коротких историй.

Ход работы:беседа проводится строго индивидуально. Все ответы ребенка протоколируются. В протоколе фиксируются также данные наблюдения за ребенком во время беседы с ним.

Психолог знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада – хочет ли он пойти в школу). В зависимости от ответа задается 1 -й вопрос "Беседы":

1.  Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее психолог говорит: "Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало или случалось, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой".

Похожие материалы

Информация о работе