Психодиагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению. Беседа об отношении к школе и учению, страница 6


Инструкция:"На бланке нарисованы лестницы, обозначающие здоровье, ум, характер и счастье. Если условно на этих лестницах расположить всех людей, то на верхней ступеньке первой лестницы расположатся "самые здоровые", на нижней - "самые больные". По такому же принципу рас-

7 Описывается по:

1. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека/ Под ред. И.А.Полищука, А.Е.Видренко. - Киев, 1974. - С. 124.

2.   Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. - М., 1990. -С. 35-36.


11

положатся люди и на остальных лестницах. Укажи свое место на ступеньках всех лестниц".

Ход работы:после того, как ребенок выполнит задание по инструкции, экспериментатор предлагает ему ответить на следующие вопросы:

1.  Каких людей ты считаешь здоровыми? умными? с хорошим характером? счастливыми?

2.  Каких людей ты считаешь больными? глупыми? с плохим характером? несчастливыми?

3.  Как ты понимаешь здоровье? ум? характер? счастье?

4.  Почему ты выбрал эту ступень лестницы "здоровье"? лестницы "ум"? лестницы "характер"? лестницы "счастье"?

5.  Чего тебе не хватает, чтобы быть здоровым? умным? с хорошим характером? счастливым?

Анализ данных:дети с адекватной самооценкой, как правило, указывают свое место на 4-5-й ступеньках лестниц, т.е. чуть выше среднего или близко к середине. Они воспринимают себя со средним здоровьем, умом, характером, счастьем и не склонны к крайностям в оценках.

Очень различающиеся оценки по всем четырем лестницам могут свидетельствовать о неустойчивой самооценке ребенка.

Авторы настоящего пособия, несколько модифицируя вариант методи-

о

ки "Лесенка", разработанный В.Г.Щур , предлагают следующую форму проведения данной методики и обработки ее результатов.

Инструкция и ход работы остаются теми же, только на бланке ребенку предъявляются не "лестницы" слов, а действительно нарисованные четыре лестницы, подписанные последовательно "здоровье", "ум", "характер", "счастье" (впрочем, в зависимости от конкретных целей исследования психолог может выбрать другие параметры личности для их оценки ребенком). Можно устно обозначить значение каждой ступени. Каждая лестница включает в себя 10 ступеней.

Обработка данных:каждой ступени приписывается по 0,1 балла. Нижняя ступень оценивается 0,1 балла, верхняя - 1 баллом. Таким образом определяется коэффициент самооценки по отдельным параметрам личности. Можно вычислить также среднее значение по 4-м параметрам. Полученные количественные данные сопоставляются со следующими критериями.

Критерии оценки полученных результатов:

1)  0,1-0,3 балла - заниженная самооценка;

2)  0,4-0,7 балла - нормальная, средняя самооценка;

3)  0,8-1,0 балл - завышенная самооценка.

8 Щур В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношении к нему других людей// Психология личности: теория и эксперимент / Под ред. В.В.Давыдова. - М., 1982. - С. 108-114.


12

МЕТОДИКА «РИСУНОК ШКОЛЫ»9

(А.И. Баркан)

Цель:изучение эмоционального отношения к школе детей 6-8 лет.

Материал:1) стандартный лист белой нелинованной бумаги; 2) набор карандашей из 6-ти стандартных цветов: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный.

Ход работы:психолог предлагает ребенку на одной стороне листа бумаги нарисовать школу, а на другой – детский сад или дом (в том случае, если выясняется, что ребенок не посещает детский сад). Время работы не ограничивается. После окончания рисования ребенка спрашивают, куда бы ему хотелось пойти: в школу или детский сад (домой). Затем с ребенком проводится беседа, из которой экспериментатор узнает его самые любимые и нелюбимые цвета.