Психодиагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению. Беседа об отношении к школе и учению, страница 9

15

Для дошкольников:

1.  Как ты себя чувствуешь в детском саду?

2.  Когда ты играешь в школу, как ты себя чувствуешь?

3.  Как ты себя чувствуешь на подготовительных занятиях в школе? Для первоклассников:

1.  С каким настроением ты идешь в школу?

2.  Как ты себя чувствуешь, когда общаешься с одноклассниками?

3.  Когда учительница спрашивает тебя на уроке, как ты себя чувствуешь?

Проводится качественный анализ ответов испытуемого.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УМЕНИЯ СОХРАНЯТЬ ЦЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ЗАТРУДНЕНИЯ УСПЕХА13

(Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина)

Цель:изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха у детей 6-8 лет.

Материал:1) 7 разных открыток, разрезанных на 4 части по диагоналям; 2) 2 одинаковые открытки, одна из которых разрезана на 4 части по диагоналям.

Ход работы:исследование проводится с ребенком индивидуально. Включает 4 серии.

Серия 1. Психолог на глазах у ребенка складывает 2 открытки, перемешивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них.

Инструкция:"Собери одну открытку".

Серия 2. Психолог дает ребенку перемешанные части других пяти открыток, показывает целую и предлагает собрать такую же. При этом образец не убирается, способ действия не показывается.

Инструкция:"Собери такую же открытку".

Серия 3. Психолог дает ребенку тот же материал, что и во 2-й серии, и предлагает собрать из частей одну открытку. Образец не дается, способ действия не показывается.

Инструкция:"Собери одну открытку".

Серия 4. Ребенку дается тот же материал, что и во 2-й серии, и предлагается собрать из этих частей как можно больше открыток.

Инструкция:"Собери из этих частей как можно больше открыток".

Во всех сериях в случае затруднения психолог подсказывает ребенку решение. Время выполнения задания не ограничивается.

Анализ результатов.Путь решения значения не имеет. Важно проследить, как испытуемый сохраняет цель в ситуации напряженного внимания,

13 Описывается по: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995. -С. 78-79.


16

сосредоточенности, при неудачах, а также как это зависит от возраста испытуемого. Деятельность ребенка анализируется с точки зрения наличия целенаправленности: насколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрослого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с трудностями. Отсюда делается вывод об уровне волевого развития ребенка.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ В УСЛОВИЯХ ПОМЕХ14

(Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина)

Цель:изучение достижения цели в условиях помех у детей 6-8 лет.

Материал:лист белой бумаги в клетку, цветной карандаш, колокольчик, яркая игрушка, детская книжка, секундомер.

Инструкция:"Заполни весь лист, рисуя в каждой клеточке черточку".

Ход работы:исследование проводится с ребенком индивидуально. Психолог предлагает ребенку заполнить весь лист бумаги, рисуя в каждой клеточке черточку. В процессе выполнения задания психолог создает помехи: звонит в колокольчик, ставит перед ребенком яркую игрушку, кладет на стол детскую книгу, предлагает ребенку вместе поиграть и т.д.

Обработка данных:во время исследования психолог ведет протокол. Если ребенок только бросает взгляд в сторону раздражителя и продолжает рисовать, то в протоколе отмечается отсутствие отвлечения, т.е. выполнение задания (+). Если ребенок на время прерывает деятельность, например рассматривает игрушку, а потом возвращается к выполнению задания, в протоколе фиксируется наличие отвлечения (±). Если раздражитель заставляет ребенка забыть о цели деятельности, в протоколе отмечается невыполнение (-). Фиксируется время отвлечений.

Анализ результатов.Анализируются особенности поведения ребенка в ходе выполнения задания, их зависимость от содержания раздражителя. Делается вывод об умении ребенка достигать цель в условиях помех, об уровне его волевого развития.

Составители:                  Карина Марленовна Гайдар

Наталья Ивановна Вьюнова

Редактор Бунина Т.Д.

14 Описывается по: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995. -С. 80-81.