15
Для дошкольников:
1. Как ты себя чувствуешь в детском саду?
2. Когда ты играешь в школу, как ты себя чувствуешь?
3. Как ты себя чувствуешь на подготовительных занятиях в школе? Для первоклассников:
1. С каким настроением ты идешь в школу?
2. Как ты себя чувствуешь, когда общаешься с одноклассниками?
3. Когда учительница спрашивает тебя на уроке, как ты себя чувствуешь?
Проводится качественный анализ ответов испытуемого.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УМЕНИЯ СОХРАНЯТЬ ЦЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ЗАТРУДНЕНИЯ УСПЕХА13
(Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина)
Цель:изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха у детей 6-8 лет.
Материал:1) 7 разных открыток, разрезанных на 4 части по диагоналям; 2) 2 одинаковые открытки, одна из которых разрезана на 4 части по диагоналям.
Ход работы:исследование проводится с ребенком индивидуально. Включает 4 серии.
Серия 1. Психолог на глазах у ребенка складывает 2 открытки, перемешивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них.
Инструкция:"Собери одну открытку".
Серия 2. Психолог дает ребенку перемешанные части других пяти открыток, показывает целую и предлагает собрать такую же. При этом образец не убирается, способ действия не показывается.
Инструкция:"Собери такую же открытку".
Серия 3. Психолог дает ребенку тот же материал, что и во 2-й серии, и предлагает собрать из частей одну открытку. Образец не дается, способ действия не показывается.
Инструкция:"Собери одну открытку".
Серия 4. Ребенку дается тот же материал, что и во 2-й серии, и предлагается собрать из этих частей как можно больше открыток.
Инструкция:"Собери из этих частей как можно больше открыток".
Во всех сериях в случае затруднения психолог подсказывает ребенку решение. Время выполнения задания не ограничивается.
Анализ результатов.Путь решения значения не имеет. Важно проследить, как испытуемый сохраняет цель в ситуации напряженного внимания,
13 Описывается по: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995. -С. 78-79.
16
сосредоточенности, при неудачах, а также как это зависит от возраста испытуемого. Деятельность ребенка анализируется с точки зрения наличия целенаправленности: насколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрослого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с трудностями. Отсюда делается вывод об уровне волевого развития ребенка.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ В УСЛОВИЯХ ПОМЕХ14
(Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина)
Цель:изучение достижения цели в условиях помех у детей 6-8 лет.
Материал:лист белой бумаги в клетку, цветной карандаш, колокольчик, яркая игрушка, детская книжка, секундомер.
Инструкция:"Заполни весь лист, рисуя в каждой клеточке черточку".
Ход работы:исследование проводится с ребенком индивидуально. Психолог предлагает ребенку заполнить весь лист бумаги, рисуя в каждой клеточке черточку. В процессе выполнения задания психолог создает помехи: звонит в колокольчик, ставит перед ребенком яркую игрушку, кладет на стол детскую книгу, предлагает ребенку вместе поиграть и т.д.
Обработка данных:во время исследования психолог ведет протокол. Если ребенок только бросает взгляд в сторону раздражителя и продолжает рисовать, то в протоколе отмечается отсутствие отвлечения, т.е. выполнение задания (+). Если ребенок на время прерывает деятельность, например рассматривает игрушку, а потом возвращается к выполнению задания, в протоколе фиксируется наличие отвлечения (±). Если раздражитель заставляет ребенка забыть о цели деятельности, в протоколе отмечается невыполнение (-). Фиксируется время отвлечений.
Анализ результатов.Анализируются особенности поведения ребенка в ходе выполнения задания, их зависимость от содержания раздражителя. Делается вывод об умении ребенка достигать цель в условиях помех, об уровне его волевого развития.
Составители: Карина Марленовна Гайдар
Наталья Ивановна Вьюнова
Редактор Бунина Т.Д.
14 Описывается по: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995. -С. 80-81.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.