7
Ход работы:после прочтения рассказа ребенку задаются вопросы:
- А как по-твоему, кто из них прав? Почему? - Выбор I.
- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? - Выбор П.
- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? - Выбор III.
Ребенок последовательно осуществляет три выбора картинок. Если содержание прочитанного рассказа недостаточно прослеживается в ответах ребенка, ему задают контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы психолог мог быть уверен в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в протокол и затем оцениваются экспериментатором.
Протокол
Мотивы, № Выборы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I выбор |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
II выбор |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
III выбор |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Контрольный Выбор |
+ |
+ |
+ |
+ |
8
Обработка данных:за выбор того или иного мотива начисляется определенный балл:
- внешний мотив (№ 1) – 0 б.; - позиционный мотив (№ 4) – 3 б.;
- учебный мотив (№ 2) – 5 б.; - социальный мотив (№ 5) – 4 б.;
- игровой мотив (№ 3) – 1 б.; - мотив отметки (№ 6) – 2 б. По каждому мотиву, согласно протоколу, баллы суммируются. Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов, со ответствующих определенному мотиву.
Оценка и анализ результатов:доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем надо учитывать, что ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несфор-мированности мотивации учения свидетельствует отсутствие у испытуемого предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.
МЕТОДИКА «НАРИСУЙ СЕБЯ»5
(A.M. Прихожан и 3. Василяускайте)
Цель:изучение самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей 6-9 лет.
Материал:1) сложенный пополам (книжечкой) стандартный лист белой нелинованной бумаги. 1-я страница – чистая, здесь после работы ребенка психолог записывает необходимые сведения о нем. На 2-й, 3-й и 4-й страницах сверху подписано: "плохой мальчик (девочка)", "хороший мальчик (девочка)", "я"; 2) 4 цветных карандаша: черный, коричневый, синий, красный.
Ход работы:обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Время работы, как правило, 30-40 минут.
Плохой персонаж рисуется черным и коричневым карандашами, хороший персонаж – синим и красным, себя ребенок рисует всеми четырьмя карандашами.
Инструкция:"Нарисуй вот здесь плохого мальчика (девочку)". Экспериментатор раскрывает перед ребенком 2-ю страницу и дает два карандаша: черный и коричневый. Когда ребенок закончит эту работу, экспериментатор продолжает: "А теперь вот здесь нарисуй хорошего мальчика (девочку)". При этом ребенку показывают 3-ю страницу и дают два карандаша: синий и красный. После окончания этой работы психолог предлагает ребенку: "А теперь вот здесь нарисуй себя". Перед ним раскрывают 4-ю страницу и предлагают все четыре карандаша.
Обработка и интерпретация данных. Включает следующие моменты.
5 Описывается по:
1. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1988. - С. 126-128.
2. Прихожан A.M. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет // Детский практический психолог. - 1995. - Июль. - С. 32-35.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.