14
МЕТОДИКА «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕРМОМЕТР»11
(Г.А. Цукерман)
Цель:изучение характерных для ребенка эмоциональных состояний в разных жизненных ситуациях.
Материал:1) бланк с нарисованным "эмоциональным термометром"; 2) чистый "эмоциональный термометр" (без каких бы то ни было значков). Можно использовать просто лист белой нелинованной бумаги; 3) набор фишек-значков всех пяти цветов, вырезанных из бумаги с клеящимся слоем.
Каждый значок термометра цветной:
# # # # "Мне крайне скверно" - черный, "Мне плохо" - коричневый,
@ @ @ @ "Мне несколько не по себе" - зеленый,
* * * * "Мне хорошо" - желтый,
! ! ! ! "Я блаженствую" - красный.
Цветовые обозначения выбраны совершенно произвольно, без учета культурной символики цветов.
Цветные обозначения на термометре особенно важны для тех детей, кто еще не умеет читать.
Инструкция:"Я предлагаю тебе сыграть в одну интересную игру. Давай измерим твое настроение. Я покажу тебе, как это можно сделать. Вот это термометр. Но он необычный. Он измеряет не температуру тела, а твое настроение. Вот такой же термометр, но пока он ничего не показывает. Возьми эти фишки, которые обозначают разные настроения. Я буду спрашивать тебя о разных случаях в твоей жизни, а ты будешь прикреплять на термометр те фишки, которые будут обозначать, как ты чувствуешь себя обычно в тех или иных ситуациях".
Ход работы:эксперимент проводится индивидуально. Психолог рассказывает ребенку, какое настроение обозначено каждым из пяти значков, а затем показывает, как можно приклеивать фишки на термометр. Убедившись, что ребенок понял инструкцию, психолог задает ему ряд вопросов. Приведем несколько примеров подобных вопросов.
11 Описывается по: Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995. - С. 132-133.
12 Хотя автор предлагает эту методику для работы с подростками, однако мы в своей работе убедились, что она хорошо работает и с более младшими детьми, в том числе с дошкольниками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.