ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ИХ РОЛЬ ДЛЯ ПРАКТИКИ ВОЕННОЙ
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
В данной главе вначале рассматриваются базовые зарубежные(психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивная психология, гештальт-психология и др.) и отечественные (теории деятельности и личности, теории индивидуальности, теория коллектива, теория установки и др.) теории, положения которых являются концептами различных методических приемов и конкретных технологий в профессиональной психодиагностике и практике профессионального психологического отбора.
Затем обсуждаются психологические теории(астрология, соционика, дианетика, психотроника, акмеология, имагогика(онтопсихология), которые пока не нашли, и может быть, вполне обоснованно, широкого использования в практической психологии, но гипотетически обладают нереализованным объяснительным и прагматическим потенциалом.
Какими достоинствами должны обладать психологические теории,чтобы быть"работающими", социально ценными для практики психологической помощи человеку в поиске и выборе профессии, самооценке своей профпригодности, профессионализации при обучении и дальнейшем самосовершенствовании в профессиональной деятельности?
Во-первых, эти теории должны обладать всеми признаками науки как таковой - возможностями описания психологического феномена, его объяснения, управления им и проектирования его изменения.
Во-вторых, теории должны содержать развитые тезаурусы или понятийный аппарат, отражающие современные научные представления о человеке: а) как субъекте профессиональной деятельности в профессиональной среде, б) как индивиде, в) как личности.
В-третьих, теории должны предусматривать и постулировать принципиальные способности человека к изменению, развитию, личностному и профессиональному росту.
В-четвертых, теории должны быть не только социально ценными, но и полезными для личности, и не должны наносить ей вреда.
Следует заметить, что сами по себе психологические теории не начинают работать без усилий профессиолога. Многолетние исследования и наблюдения профессиональной деятельности практикующих психологов позволяют сделать некоторые выводы относительно этой проблемы.
1. Необходимым условием успеха в практической работе психолога является высокий уровень знаний основных положений базовых психологических теорий.
2. Поскольку в различных теориях обосновывается свой, специфический концептуальный ракурс рассмотрения личности и ее взаимосвязей с реальной действительностью, представляется важным и ответственным для психолога профессионально - нравственный выбор из них либо одного наиболее адекватного и приемлемого подхода, либо использование разумного эклектизма в данной ситуации. Как показывает имеющийся опыт, практические психологи предпочитают эклектические варианты психотехнологий без особой опоры на какую - то одну даже авторитетную теорию(Бондаренко А.Ф. ).
3. Ценность практического психолога чаще всего оценивается по тому, какой базой данных, практических технологий и новых идей он обладает.
4. Замечено, что неспособность специалиста увидеть в социальной практике психологический аспект любого явления тесно коррелирует с его неспособностью "замкнуть" теоретический концепт на реальную практику. В профессиональной деятельности он, даже имея базовое образование, слабо владеет сложившимся в мировой практике арсеналом методических приемов и психологических техник. Такой психолог интровертирован и тревожен (К. Роджерс), неуверен и амбивалентен в ситуациях, требующих неанонимной ответственности, на поведенческом уровне часто авторитарен и немотивированно агрессивен.
5. Практический психолог должен иметь развитую и устойчивую структуру профессионально-важных качеств, которые обеспечивают выполнение профессиональных функций в нормативных параметрах. Используя универсальную формулу профессиональной пригодности Климова Е.А.
"Г О Д Е Н" как символическую аббревиатуру, эту структуру можно развернуть в следующий содержательый план-проспект.
"Г" - гражданская, нравственная и социальная зрелость, в основе которых содержатся:
# мотивационная готовность к деятельности,
# умение личности сдерживать импульсивные побуждения,
# способность личности менять стратегии решения жизненных задач,
# компенсация определенных личностных свойств,
# способность вырабатывать индивидуальный стиль деятельности,
# способность понижать личностную значимость некоторых из своих целей, чтобы достигнуть их меньшей психологической и психофизиологической ценой.
"О" - общие способности, важные для профессии психолога-практика:
# высокий уровень интеллектуального развития,
# креативность,
# коммуникативная компетентность,
# волевые качества и нервно-психическая устойчивость.
"Д" - дееспособность психолога:
# физическая(практическое здоровье),
# психическая(отсутствие психопатологий ),
# правовая(наличие образования и диплома- сертификата),
"Е" - единичные способности и склонности:
# сензитивность,
# восприимчивость к новизне,
# альтруистическая императивность, заключающаяся в обязательной психологической помощи обратившемуся клиенту в полном объеме,
# категористическая императивность, состоящая в непреклонном следовании правилам, нормам и этике профессиональной деятельности,
# харизматический потенциал - привлекательный и обаятельный образ "волшебника", включающий как врожденные качества
(симпатичное открытое лицо, доброжелательный взгляд, пропорциональная фигура, мягкий тембр голоса и т.п.), так и приобретенные(эмпатичность, коммуникабельность, красноречие, и т.п.).
"Н" - навыки:
# профессиональные.
1.1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ КАК ОСНОВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Персоналии: Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм.
Содержание: выбор профессии, структура личности: Ид, Эго, Суперэго, комплексы, канализация, либидо, сублимация, агрессивность, нарциссизм, зротизм, профессии оральные, генитальные и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.