Этнические особенности познавательных процессов. Основные концепции

Страницы работы

Содержание работы

Глава 4

ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Изучение влияния этнических особенностей на структурно-функциональную организацию психики на отдельных этапах онто- и филогенеза—важнейшее условие для понимания психофизиологических отличий представителей разных народов. Интерпретируя то или иное поведение или специфику протекания отдельных психических процессов у представителей одного этноса по сравнению с другим, этнопсихолог, прежде всего, оказывается перед необходимостью объяснения их особенностей. В этой связи в психологии можно проследить две основные тенденции. Одни исследователи считают, что психологические межэтнические особенности в большей степени определяются генетическими, анатомо-физиологическими факторами. Другие объясняют психический склад этноса не природными, а определенными историко-экономическими и социальными условиями жизни каждого конкретного народа.

По мнению большинства исследователей, определяющим для этнопсихологии является социокультурный принцип. Однако конкретное понимание этого принципа может быть различным для этнографов, антропологов, философов и психологов, т. е. для  тех специалистов, которые занимаются изучением отдельных областей этнопсихологии. Неизбежная при этом разноуровневость и разноплановость методологических подходов при раскрытии этнопсихологических феноменов вызывает значительные трудности в объяснении многих сторон этнической психологии в частности этнического характера. Можно отрицать существование характера этноса или так называемого национального характера. Можно говорить, используя стереотипы обыденного сознания, о консерватизме англичан, педантизме немцев или о «таинственной русской душе». Однако для научной психологии важны только факты, полученные в конкретных экспериментально-психологических исследованиях. И такие транскультурные исследования показали, что в разных регионах можно наблюдать отличия в частоте проявления разных типов акцентуации характера.

Некоторые ученые, считая культуру универсальным механизмом адаптации общества к природной и социальной среде, рассматривая предмет этнопсихологии как часть культуры, производное от нее. Таким образом, они сводят изучение этнопсихологическим проблем исключительно к определению условий жизни и способов выработки определенных поведенческих реакций на конкретные жизненные обстоятельства того или иного этноса. Другие предупреждают о возможном обеднении содержания этнопсихологической науки из-за сведения ее предмета к рассмотрению исключительно таких понятий, как «национальный характер» или «национальные потребности», которые обнаруживаются обычно на уровне обыденной психологии и часто метафоричны. Они обращают внимание на необходимость рассматривать предмет этнопсихологии не в системе социально-психологических явлений, а прежде всего в системе общей психологии как науки, изучающей наиболее общие психологические закономерности, принципы и понятия.

Только тогда этнопсихологические особенности проявятся не как перечень отличий, а во взаимосвязи друг с другом и с другими общечеловеческими, присущими конкретному обществу групповыми и индивидуально-личностными психологическими особенностями. По мнению И. С. Кона, исследования в этнической психологии могут быть либо социокультурными (характеристики общества культуры), либо психологическими (свойства индивида, входящего в тот или иной этнос). Поэтому вполне закономерно, что в зависимости от изучаемого предмета меняется и методический аппарат, и логика исследования. Это можно проследить на тещ, мере различных подходов к изучению такого психического процесса, как мышление.

Непонимание специфики различных категорий качества (структурных, функциональных, системных) при разработке методологии комплексных исследований человека, как подчеркивал Б. Ф. Ломов, нередко приводит к серьезным ошибкам и  тупикам в науке. Если исходить из общефилософской идеи о том, что теоретическое мышление каждой эпохи является историческим продуктом, принимающим в разные времена в зависимости от стадии развития общества те или иные конкретные формы, то вывод некоторых психологов о проявляющихся в мышлении особенностях этноса можно считать неправомерным.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
99 Kb
Скачали:
0