В 1920-е годы в отечественной физиологии было распространено представление, что леворукость есть признак низкого культурного уровня, в доисторические времена процент леворуких был большим, а по мере культурного развития число леворуких число леворуких должно снижаться. Однако это предположение не подтвердилось. Напротив, у большинства людей наследственная тенденция пользоваться предпочтительно правой рукой прослеживается на всем протяжении человечества. Антропологи не обнаружили цивилизации, даже отдельного племени, состоящих только из левшей. Более того, раньше в Европе практически не было левшей, которых не заставляли бы писать правой рукой, но когда переучивание прекратилось, соотношение правшей и левшей не изменилось. Таким образом, в популяции число левшей как людей более чувствительных и менее абстрактных, чем правшей, не уменьшается, несмотря на ориентацию общества на правшей.
Многие антропологи пытались охарактеризовать познавательные процессы в различных культурах, исходя из представления о функциональной организации правого и левого полушарий головного мозга, обеспечивающих качественно различные мыслительные процессы. У большинства людей (у правшей) правое полушарие перерабатывает информацию как целое, а в левом полушарии происходит последовательная переработка, наиболее важной, особенностью которой является использование речи. Данные фило-, антропо- и онтогенеза свидетельствуют о неравномерном развитии отдельных мозговых структур в виде более позднего формирования и созревания зон мозга, ответственных за сложные последовательные процессы переработки и кодирования информации. По-видимому, представители разных культур отличаются тем, какие мыслительные процессы им чаще надо использовать в конкретных практических ситуациях. Для развивающихся культур более характерны целостное чувственное отражение (конкретное узнавание, зрительно-пространственный анализ, целостное восприятие), эффективность в конкретных видах деятельности с опорой на прошлые знания, что обычно рассматривается как функция «правополушарных» процессов и стабильное ядро мозговой организации человека любой культуры. В то же время такие «левополушарные» процессы как абстрактное познание с помощью речи, аналитическое восприятие, обобщенное узнавание, произвольность и возможности прогнозировать – это те оперативные процессы, которые более характерны для представителей развитых культур. Они формируются в ходе воспитания и образования человека любой культуры и обеспечивают его индивидуально-изменчивое поведение.
Неравные в указанном отношении правое и левое полушария соединены в единый мозг, и парное их функционирование или межполушарное взаимодействие остается главным условием формирования оптимальной нервно-психической деятельности. Закон единства симметрии и асимметрии с прогрессивной тенденцией нарастания асимметрии мозга – это тот механизм, который помогает нам понять, с одной стороны, эволюцию и развитие человека, а с другой – особенности познавательных процессов представителей различных культур.
Итак, анализ экспериментальных данных, накопленных психологами, нейро- и психофизиологами, позволяет сделать несколько общих выводов.
1. Основной в определении этнических особенностей психики является социокультурная детерминанта.
2. Структура познавательной деятельности на разных этапах исторического и культурного развития не остается постоянной, а перестраивается с изменением условий общественной жизни и конкретной практики. Главная особенность наблюдаемых сдвигов – это переход от непосредственного наглядно-действенного опыта к основам теоретического знания путем постепенного овладения отвлеченными понятиями, закрепленными в языке, т.е. в общефилософском смысле – переход от чувственного к рациональному.
3. Принципы функциональной асимметрии и межполушарного взаимодействия мозга человека, единые для людей разных культур как видовые, в конкретных функциональных связях могут быть неодинаковыми для представителей разных этносов. Вместе с тем при соответствующих внешних условиях (среда обитания, воспитание, образование) именно эти принципы мозговой организации психической деятельности обеспечивают каждому человеку, независимо от его национальной или расовой принадлежности, разные познавательные возможности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.