В данном контексте интересны исследования доминантности правого и левого полушарий головного мозга для восприятия определенных звуков, проведенные японским нейрофизиологом Т. Цунодой. Изучались элементы речи представителей разных языков: западноевропейских, китайских (различные диалекты), корейского, вьетнамского и др. Это позволило судить о конкретных психофизиологических механизмах формирования посредством родного языка особенностей речевых, познавательных и эмоциональных процессов различных этнических групп. Исследования, проведенные с испытуемыми—японцами, показали доминантность левого полушария, как для произносимых слогов, так и для «стабильных гласных» в японском языке. Обнаружено, что мозг способен выделять структурные характеристики звуков и что правосторонняя или левосторонняя доминантность мозга определяется на основе структуры услышанных звуков. У всех японцев гласные звуки, а также плач, смех, жужжание насекомых быстрее анализировались левым полушарием. Другие группы в ответ на те же слуховые стимулы продемонстрировали иную полушарную доминантность: «стабильные гласные» и чистые тона вызывали доминантность правого полушария, а слоги—доминантность левого. Только лица, у которых родным языком был один из полинезийских, проявили те же особенности, что и японцы. Несмотря на такие различия, все же правильно считать «речевым» мозгом левое полушарие, так как во всех случаях оно является доминантным для речевых слогов. Вместе с тем общее для японского и полинезийских языков—присутствие в них большого количества слов, состоящих только из гласных, и слов, состоящих из .двух и более гласных и согласных. Поэтому в этих богатых гласными языках сами гласные столь же важны в узнавании слов и предложений, как и согласные. В результате гласные звуки обрабатываются в левом (т. е. в «речевом») полушарии, поскольку в этих языках они так же важны, как и другие звуки речи. И любой естественный звук, похожий на гласный по своему спектру (например, жужжание насекомых), обрабатывается в том же полушарии.
Язык тесно связан с эмоциями. Так, например, у японцев звуки, обусловленные эмоциями, обрабатываются в левом полушарии, и эта левая доминантность укореняется по мере развития речевой способности. Затем левое полушарие становится доминантным для эмоциональных функций — в результате ассоциаций между обусловленными эмоциями звуками и связанным с эмоциями опытом. У неяпонцев эти процессы происходят в зависимости от их правополушарной доминантности. Можно сказать, что латерализация эмоций приобретается посредством родного языка, поскольку, по данным Т. Цуноды, у японцев эмоциональные процессы вместе с языковыми и основанными на языке логическими соотносятся с левым («речевым») полушарием головного мозга, у европейцев же языковые и связанные с ними логические функции соотносятся с левым («речевым») полушарием, а эмоциональные функции—с правым («неречевым») полушарием.
Дальнейшие исследования Т. Цуноты показали, что различия в характере доминантности определяются слуховой и лингвистической средой, а отнюдь не генетическими факторами. Изучение механизмов организации речи у группы японских эмигрантов, для которых испанский, португальский или английский с детства был родным языком, продемонстрировало, что они проявляли характер доминантности по западному типу. А американцы и корейцы, выросшие в Японии, проявляли доминантность японского типа. Это еще раз подтверждает вывод о том, что восприятие мира преломляется в сознании человека в зависимости от практического опыта и сложившейся в языке системы связей.
А.Р. Лурия подчеркивал, что мозговая организация высших психических функций не является устойчивой и постоянной. Она меняется в ходе развития ребенка при усложнении функциональной структуры психических процессов. Причем в ходе развития меняется не только структура каждой конкретной функции, но и взаимоотношения высших психических функций (их соподчиненность). Изменения между основными психическими процессами, в свою очередь, влияют на соотношение основных мозговых систем.
В современной нейрофизиологии считается, что принципы мозговой организации психофизиологических процессов человека можно понять только исходя из фундаментальных законов природы, одним их которых является закон единства симметрии и асимметрии. Известно, что в ходе эволюционного развития материи от химической формы движения до биологической, обнаруживается общая тенденция уменьшения симметрии и увеличения асимметрии, поэтому, как отмечал еще В.И. Вернадский, правые и левые явления оказываются различными. Нарушение равновесия между правыми и левыми формами в человеческой популяции может быть представлено как резкое преобладание праворукого большинства людей (моторная асимметрия), тогда как леворукие составляют незначительное меньшинство.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.