Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

Страницы работы

Содержание работы

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Под общим недоразвитием речи в отечественной логопедии понимается особая форма аномального речевого развития, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетической и лексико-грамматической при отсутствии умственной отсталости и дефектов слуха.

Выделение этой формы речевой патологии основано на системном подходе к развитию речи в норме и в патологии.• В норме имеет место тесная взаимосвязь формирования фонетических и лексико-грамматических компонентов речевой системы, в условиях патологии - их системное недоразвитие.

Данный подход определяет методологию коррекционного воздействия, а именно - развитие словарного запаса и грамматического строя речи одновременно с формированием ее звуковой стороны.(2)

Основными признаками общего недоразвития речи в дошкольном возрасте являются: позднее её начало, замедленный, а часто и своеобразно нарушенный темп её развития, ограниченный словарный запас, достаточно стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, нарушения произношения и звукового анализа.

В зависимости от степени выраженности речевого дефекта выделяют три уровня речевого развития.

При общем недоразвитии речи нарушено формирование не только экспрессивной речи, но и недостаточным является её понимание.

В настоящее время теоретические данные относительно декодирования речевого сообщения, что составляет основу понимания речи, свидетельствуют об участии различных уровней восприятия и опознания речевого сигнала. Для правильного понимания обращенной речи необходим анализ различных компонентов речевого сигнала: акустического, фонетического, фонологического, лексического, синтаксического и семантического. Исходным условием понимания речи является восприятие интонационной структуры фразы и понимания значения входящих в нее слов[I] .При нормальном понимании обращенной речи слушатель использует свои семантические и синтаксические знания языка для формирования внутреннего предвосхищения того, какой сигнал в данный момент будет получен /синтез/, затем он сравнивает поступивший сигнал с ожидаемым /анализ/. Таким образом осуществляется адекватный текущий анализ поступающей акустической информации.

У дошкольников с общим недоразвитием речи подобный механизм декодирования, речевого сообщения не сформирован и для понимания ими речевого сообщения важное значение имеют более низкие /базальные/ уровни восприятия и опознания речевого сигнала, в частности, фонематический слух и фонематическое восприятие. Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные затруднения в заданиях, требующих дифференцированного восприятия или опознания быстрых звуковых последовательностей: чем меньше интервал между воспринимаемыми звуками, тем больше выражены затруднения в их опознании и дифференциации. Поскольку акустические спектры гласных звуков достаточно стабильны, а согласные характеризуются быстрыми формантными* изменениями, то опознание и дифференциация последних особенно затруднены (4). Дети с общим недоразвитием речи испытывают выраженные затруднения в выделении формант по их длительности, что является необходимым для правильного восприятия речевых звуков.

На основании этих данных предлагаются приемы коррекционной работы, в которых большое внимание уделяется некоторому замедлению поступающей речевой информации, что облегчает её восприятие ребенком с общим недоразвитием речи [6].

Кроме скорости поступления речевой информации важное значение для её восприятия имеет степень контрастности между звуками: чем контрастность больше, тем восприятие легче. Оптимальная скорость поступления звуковых сигналов для наиболее четкого их восприятия различна для отдельных звуков. Эти данные важно учитывать при проведении коррекционных упражнений по формированию звукового анализа и синтеза слов. Они создают необходимую основу для развития импрессивной и экспрессивной речи.                         .

Таким образом, общее недоразвитие речи-- это системное. . нарушение как экспрессивной, так и импрессивной речи, требующее комплексных поэтапных логопедических мероприятий. Это понятие отражает педагогическую оценку, речевого дефекта, определяет основное направление логопедической работы и профиль специального дошкольного учреждения.

Изучение детей с общим недоразвитием речи логопедического детского сада показало, что, несмотря на сходство проявлений речевого дефекта, указывающих на системную недостаточность всех компонентов речевой деятельности и даже при одном уровне их речевого развития, уровень подготовленности их к школе, динамика преодоления их речевого дефекта и особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения крайне различны. Это может свидетельствовать о разном патогенезе их речевого и психического расстройств.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
161 Kb
Скачали:
0