Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, страница 11

Динамическая артикуляторная апраксия, по нашим наблюдениям, в чистом виде встречается довольно редко. Ведущим ее симптомам является неспособность произносить многосложные слова. Все звуки при этом произносятся чисто как изолированно, так и в потоке речи. Многосложные слова со стечением согласных произносятся нередко скандированно, по слогам. Незнакомые слова обычно произносить труднее, чем знакомые. В случаях с наиболее тяжелой апраксией, дети даже при повторении слогов со стечением \ согласных произносят их неавтоматизированно. Однако эти же слоги в часто употребляемых и знакомых словах дети иногда произносят слитно.

Чаще к этим ошибкам примешиваются явления дисфонологической апраксии, хотя на первый план все-таки выступают трудности беглого и плавного произнесения многосложных слов со стечением согласных. Фонологический профиль одного из таких случаев приводится на рис. 5. Слава П., 8 лет 1 мес,


как видно из рисунка, основные трудности испытывал при произнесении многосложных слов со стечением согласных. Основными стратегиями, позволявшими ему как-то преодолеть указанные трудности были: пропуск согласных, упрощение слоговой структуры за счет пропуска одного или нескольких слогов  или скандированное произнесение. Мальчик пользуется фразовой речью без аграмматизмов, но предпочитает использовать короткие фразы. При повторении фраз разной длины показал результат, соответствующий средней возрастной норме 6-летних детей. Чисто произносит практически все звуки в потоке речи. В небольшом количестве встречались замены оппозиционных согласных: Д –» Т, С’ -» С. При неврологическом обследовании выявлены негрубые нарушения орального праксиса, некоторая, недостаточность пальцевого гнозиса слева. Сухожильные рефлексы в норме, симметричные. Прыжки на двух ногах удаются хорошо, а на одной - неловко.

Таким образом, предлагаемый подход к анализу нарушений звукопроизношения у детей позволяет соотнести структуру разных видов фонологических нарушений между собой. Представляется возможность составить целостную картину расстройства в каждом конкретном случае во всем многообразии его проявлений.

С нашей точки зрения, важно иметь сведения не только о перечне имеющихся ошибок, но и степени их представленное в общей картине фонологического недоразвития. Дополнительную информацию можно получить, сравнивая аномальный фонологический профиль обследованного ребенка с типовым профилем детей более младшего возраста. Это дает возможность дифференцировать задержанные и патологические формы развития, что принципиально важно для выбора методов коррекции и прогноза.

Материалы, приведенные в настоящем исследовании и предыдущей публикации»  заставляют усомниться в правомерности выделения т.н.   "сложной" или "полиморфной" дислалии. По-видимому,  к функциональным дислалиям правомерно относить лишь те состояния,  которые традиционно называют "простой" дислалией.  Полиморфная или сложная дислалия,  по нашему убеждению,  это не что иное, как артикуляторная апраксия. Эта клиническая категория полностью включает в себя и те нарушения,  которые нередко именуют "стертой дизартрией".

Подобное патогенетическое обоснованное ограничение функциональных нарушений звукопроизношения от апраксических и дизартрических представляется нам как с теоретической, так и с практической точек зрения.  Это значительно облегчает решение вопроса и прогноза как в отношении компенсации  дефектов, произношения, так и в отношении возможных трудностей в овладении грамотой.

Библиография

1.  Белова-Давид Р.А.  Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста // Нарушение речи у дошкольников.  М.,   1972.

2.  Бельтюков В.И.  Программа овладения детьми произношением звуков речи  (к вопросу о соотношении социальных и биологических факторов) //             . Вопросы психологии.  1979. № 4.

3.  Беккер К.П. Совак  М. Логопедия. М., 1981.