Среднее число ошибок в расчете на одно слово колебалось у обследованных детей в значительных пределах: от 0,25 до 1,7. По этому показателю нам не удалось выявить значимых межгрупповых различий. Он зависел не столько от типа апраксии, сколько от возраста ребенка и тяжести состояния. Напротив, отчетливые достоверные различия обнаружились при сопоставлении удельного веса ошибок и соответствующего фонологического профиля у представителей каждой из групп. Приведены две графические, иллюстрации типичного для здоровых детей распределения ошибок (рис.1). Среди них преобладают замены-упрощения, что и характерно для определенной стадии нормального фонологического развития, когда дети используют т.н. временные заменители тех звуков, которыми еще не овладели. Остальные виды ошибок представлены в небольшом количестве. Полностью идентичная картина была получена у Ромы С. (рис.2), в клинической картине которого на первый план выступали явления психофизического и моторного инфантилизма, сопровождавшиеся артикуляторной апраксией и задержкой фонологического развития. Как видно на рисунке, распределение ошибок у него полностью идентично тому, что было получено у детей четвертого года жизни. При неврологическом обследовании у мальчика была обнаружена рассеянная неврологическая микросимптоматика. Специальное исследование пальцевой моторики продемонстрировало достаточную ловкость в автоматизированных навыках (завязывание узлов, шнуровка), но выявило серьезные затруднения при выполнении неавтоматизированных действий, требующих высокой степени произвольности и осознанности. Наиболее низкие результаты были получены при воспроизведении различных положений пальцев по образу без контроля зрения и при поочередности противопоставления каждого из пальцев первому без контроля зрения. Выявились отчетливые симптомы оральной апраксии при полной сохранности объема движений языка и губ. Исследование стереогнозиса нарушений не выявило. Несмотря на довольно тяжелую задержку развития фонологической системы, не было выявлено существенных нарушений дифференциации фонем. Серии опознанных фонем /да-та-да, да-да-та, па-ба-па и т.п./ мальчик воспроизводил без ошибок. Специфических ошибок в письме также не было обнаружено.
Данный случай является типичной иллюстрацией дисфонологической артикуляторной апраксии. Как и у остальных представителей этой клинической подгруппы, центральным механизмом расстройства в этом случае является замедленное созревание артикуляторного праксиса и задержка формирования фонологической системы. Среди ошибок преобладают замены-упрощения /т.е. временные заменители/, но в небольшом количестве встречаются и типичные фонематические замены оп-
позиционных согласных.
Фонологический профиль Саши И.(7 лет) иллюстрирует дисфонетическую артикуляторную апраксию /рис. 3/. У мальчика на первый план выступали трудности в произнесении ряда согласных: Р, Л, Ц и Ч. Как видно на рисунке, среди ошибок отчетливо преобладают искажения: Р произносился и призвуком З или С а вместо Ц - нечто среднее между с и тс. Остальные виды ошибок были малочисленны. При повторном обследовании после года обучения в речевой школе дефектное произношение звука Р сохранялось, а остальные произносились чисто (рис. 4). Неврологическое обследование выявило двигательное беспокойство языка, сохранность лицевой иннервации и отсутствие отклонений со стороны сухожильных рефлексов. Оральный праксис существенно не страдал. При воспроизведении положений пальцев без контроля зрения мальчик испытывал легкие затруднения, делая это левой рукой. Проба "кулак-ребро-ладонь" хуже выполнялась левой рукой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.