Наличие очагов патологической электрической активности в ассоциативных и речевых зонах коры у детей с неполной латерализацией свидетельствует об отставании в созревании этих областей коры. По литературным данным известно, что в процессе онтогенеза эти зоны созревают действительно позже, чем первичные проекционные корковые поля (Хризман, 1978; Сологуб, 1973). В группе исследованных нами детей задержка развития ассоциативных и речевых зон коры отмечается и у здоровых детей при неполной латерализации функций, и практически у всех детей с ОКР в возрастном периоде, когда в норме их созревание уже завершено (к 6-7 годам).
В то же время у здоровых детей, имевших отклонения в ЗЭГ, она нормализуется к 7-летнему возрасту, тогда как у детей с ОНР это происходит частично, чаще у полных правшей. 3 ЭЗГ детой с ОНР отмечается общая ее незрелость, по характеру соответствующая более младшему возрасту, и, по-видимому, свидетельствующая о незавершенности развития коры головного мозга.
Эти факты указывают на необходимость специальных методических подходов к этим детям для развития кортикальных функций и активизации компенсаторных возможностей центральной нервной системы.
Таким образом, можно полагать, что как некоторые здоровые дети с незавершенной латерализацией кортикальных функций, так и практически все дети с ОНР в 6 летнем возрасте не могут считаться готовыми к школьному обучению и требуют специальных коррекционных мероприятий. Раннее выявление незавершенной или неполной латерализации при помощи приведенных тестов может явиться показателем к уточнению методик обучения и развития детей дошкольного возраста.
Выводы
1. ЭЭГ исследование у детей дошкольного возраста оказывает существенную помощь в оценке степени зрелости ЦНС этих детей и, следовательно, - готовности к обучению.
2. Связанность картины ЭЭГ с характером межполушарной асимметрии указывает на практическую значимость использования тестов для определения межполушарной асимметрии (хотя бы по ведущей руке, ведущему глазу и дигаптическому тесту) и в соответствии с этим оценки готовности детей б-7-летнего возраста к обучению.
Библиография
1. Бетелева Т.Г., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Сенсомоторные механизмы развивающегося мозга. М., 1977.
2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.Д. Функциональные асимметрии человека. М., 1961.
3. Зинченко В.П. Сравнительный анализ осязания и зрения. Особенности ориентировочно-исследовательских движений глаза у детей дошкольного возраста // Докл. АПН РСФСР. 1960.
4. Иванова М.П. Электрофизиологическое исследование произвольных движений у человека. М., 1978. •
5. Кольцова М..М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка- М., 1973.
6. Пенфилд, Джаспер. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга человека. М., 1956.
. 7. Пучинская Л.М. Моторная доминантность полушарий в соотношении с профилем функциональной асимметрии при реальном и мысленном движении // Леворукость, антропоизометрия и латеральная адаптация. Москва-Ворошиловград, 1985. С.42—13
8. Пучинская Л.М. ЭЗГ сенсомоторной области мозга человека при состоянии двигательной готовности и при движении кисти руки // Жури. высш. нервн. деят., 1972 Т-. 52.
9. Пучинская Л.М., Вятлева О.А., Сунгурова Т.Д.// Леворукость у детей к подростков. М., 1967.
10. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы з онтогенезе. М., Г985.
11. Сологуб Е.Б. Электрическая активность мозга человека в процессе двигательной деятельности. Л., 1973.
12. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг / Пер. с англ. М., 1963.
13. Мрбер Д.А., Алферова В.В. Электроэнцефалограмма . детей и подростков. М., 1972.
14. 5арбер Д.А. Возрастные особенности ЗЭГ в норме. Всесоюзная -школа по клинической ЭОГ, 1966.
15. Хризман Т.П. Развитие функций мозга ребенка. Л., 1976.
16. Хрипкова А.Г., Фарбер Д.А. Основные направления исследований физиологии развития ребенка. Итоги и перспективы // Физиология человека. 1963.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.