МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
, ,
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ 5КУРСА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА»
МОСКВА, 1995ГОД
Методические разработки по глагольной лексике.
, ,
Целенаправленное обогащение словарного запаса дошкольников, имеющих системное недоразвитие речи, является одним из важнейших каналов в коррекции их речевого и психического развития. Проблема словарного запаса (пассивного, активного, потенциального) тесно связана с проблемой вербального поведения ребенка в процессе коммуникации, так как генерация сообщения требует максимальной мобилизации слов (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия).
Актуальность избранной темы исследования обусловлена недостаточной разработанностью лингвистически обоснованных подходов к формированию словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи, а также большой социально-педагогической значимостью изучаемой проблемы. Формирование речевой функции у детей, посещающих специальные логопедические группы детского сада, является важным условием их подготовки к обучению в школе, поскольку речь играет ведущую роль в организации и развитии психической деятельности ребенка, в процессе его социальной адаптации.
Особое значение имеет обогащение словарного запаса дошкольников глагольной лексикой. Это определяется как лингвистическими, так и экстралингвистическими факторами. Глагол отличается сложностью содержания, семантической емкостью, разнообразием парадигматических и синтагматических связей и занимает центральное положение в структуре предложения, трудности Усвоения и активного использования глагольной лексики дошкольниками с общим недоразвитием связаны в значительной мере с абстрактным значением глаголов, с широтой и неопределенностью сферы, их референтной отнесенности, а также с недостатками формирования предикативной функции речи у рассматриваемой категории аномальных детей.
Разработка методических вопросов обогащения словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи требует обоснованного выбора теоретической (лингвистической) базы и изучения реального словаря данного контингента детей.
Выбор лингвистической теории, наиболее полной отвечающей потребности коррекционного обучения дошкольников определяется с учетом важнейших лексикологических и семасиологических понятий, позволяющих охарактеризовать лексическую систему в целом и отдельные ее участки (глагольную лексику) с точки зрения системных связей. Системные отношения лексических единиц важно рассматривать на парадигматическом, синтагматическом и эпидигматическом
- 3 (словообразовательном) уровнях.
На парадигматическом уровне в лексическом составе языка выделяют семантические поля, лексико-семантические группы, гипони-мические подгруппы, синонимические ряды и антонимические пары. Ярким примером относительно регулярных семантических объединений внутри одной части речи могут служить лексико-семантические группы глаголов с характерными для каждой из них семантикой, парадигматикой, синтагматикой и эпидигматикой (глаголы движения, звучания, восприятия, положения в пространстве и другие).
Парадигматические характеристики глаголов, устанавливая его собственно лексическое значение, определяют выбор и использование глаголов в речи, что позволяет рассматривать системно-парадигматических аспект в качестве основного направления описания лексики в учебных целях.
Синтагматический аспект анализа лексико-семантических групп глаголов имеет особое значение для их функциональной характеристики, основанной на сходстве лексико-синтаксической сочетаемости глаголов - членов одного лексико-семантического единства. Это сходство выражается в повторяемости синтаксических моделей сочетаемости и в семантической избирательности глаголов одной ЛСГ по отношению к конкретным разрядам и группам слов, с которыми они сочетаются и совместно встречаются в речевой цепи. Методическая целесообразность раскрытия всего функционального диапазона (синтагматических отношений) единиц, составляющих те или иные лексико- семантические множества, представляется очевидной.
Анализ данных психологии и психолингвистики в области изучения механизмов речепроизводства, и в частности механизмов выбора и размещения слов в процессе порождения речевого высказывания, может служить психологическим обоснованием организации усвоения лексического материала на основе учета системных семантических связей лексических единиц. В психологических исследованиях процессы припоминания слов квалифицируются как процессы выбора соответствующих обозначений из целой сети непроизвольно всплывающих ассоциаций (звуковых, ситуационных, понятийных). Установлено, что процесс выбора наименований носит избирательный характер и протекает преимущественно в пределах семантических смысловых связей: смысловые связи доминируют, звуковые как наименее существенные тормозятся (А.П.Клименко, А.Р.Лурия, Т.Н.Уша-
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.