КОНСПЕКТ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. 4 КЛАСС. С(К)ОУ 7 ВИДА .
Тема:
Составление краткого рассказа по тексту-образцу “ Живой цыферблат”
Цель:
учить детей подбирать к глаголам слова-синонимы;
закрепить умение использовать в своей речи распространенные предложения;
закрепить навык составления краткого рассказа;
уточнить и расширить словарный запас по теме “Цветы”.
Оборудование:
текст А.Стрижева “Живой цыферблат”, текст на доске для проверки домашнего
задания тетради ручки.
Ход занятия:
- Организационный
момент. Сядет тот кто назовет : сегодня число месяц день
недели часть суток.
- Повторение
пройденного. Распространить рассказ так, чтобы доказать, что весна –
прекрасное время года. Образец:
Прошла зима. - Прошла суровая зима.
Наступила весна. Солнце светит. Журчат ручьи. Снег тает. Прилетели
грачи. Из земли показалась травка. На деревьях лопнули почки.
Показались листочки. В лесу зацвели
первые цветы.
- Сообщение
темы занятия. На сегодняшнем занятии мы будем составлять короткий рассказ
по рассказу-образцу.
- Чтение
рассказа-образца “Живой цыферблат” (А.Стрижев.) логопедом. Цветы могут
сказать, который час. Раньше всех распускаются цветы
козлобородника. Его желтая корзинка сияет уже в три часа ночи. В
четыре часа развертывает лазурно-голубые лепестки луговой
цикорий. В пять раскрываются бутоны шиповника. Час спустя просыпаются
одуванчики.
Семь часов утра. Раскрылись лилии белой кувшинки.
В восемь часов на клумбах воспряли ноготки. Жарко. Притомился золотолистый
одуванчик . Корзинки цветов заметно сжались. Время - одиннадцать
часов. Маки и лён цветут один -два дня, у
них осыпаются лепестки. К двум часам дня одуванчик погаснет совсем,
а к четырем часам дня - шиповник. Следующий
час оповестит душистый табак. Тогда же сомкнет белый
венчик кувшинка. В
восемь часов вечера закрывает на лугах ярко-желтые цветы
краснодев рыжий. В садах его называют лилейником.
Уже затемно с лесной опушки донесется запах любки двулистной. Она
душиста лишь ночью, оттого и названа фиалкой ночной. Ещё
два столетия назад известный шведский ботаник Карл Линней устроил в своем
саду цветочные часы. Он высадил растения в такой последовательности, что
они непрерывно отсчитывали время.
- Разбор прочитанного логопедом текста. Логопед задает детям
вопросы по тексту.
1. Какие
цветы просыпаются к утру?
2. Как по
цветам можно узнать о наступлении полудня, вечера?
3. Кем и как
были устроены цветочные часы?
- Повторное чтение текста учащимися; повторный разбор; выделение
глаголов, синонимичных глаголу «расцветать»: распускаться, сиять, развертываться,
раскрываться, просыпаться, воспрять, оповестить. А также глаголов,
синонимичных глаголу «отцвести»: притомиться, сжаться, погаснуть,
сомкнуть.
- Подбор глаголов из текста в данные предложения («Вставьте
пропущенные глаголы, не повторяясь».)
В три часа ночи …. цветы
козлобородника.
В четыре часа ….. лазурно-голубые
лепестки лугового цикория.
В пять часов …. бутоны шиповника.
Час спустя … одуванчики.
В семь часов утра … лилии белой
кувшинки.
- Прочитать полученные предложения, обратить внимание на то,
что у нас получился короткий рассказ. Записать полученный рассказ в
тетради.
- Итог занятия. Задание на дом: найти или нарисовать
картинки с цветами, о которых говорилось в тексте.