Консультация для родителей: «Дыхание и его значение для формирования правильной речи.»
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека.
Различают дыхание физиологическое и дыхание в процессе речи – речевое дыхание.
Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде.
Диафрагма является главной движущей силой в его обеспечении.
При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом.
При выдохе мышцы диафрагмы расслабляются, вместе с межреберными мышцами диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие.
Различают три типа дыхания: верхнереберное (ключичное), грудное, груднобрюшное (диафрагмальное).
У детей по мере физиологического развития формируется наиболее оптимальный тип дыхания – диафрагмальный.
Для детей с нарушениями речи и соматически ослабленных детей для развития диафрагмального типа дыхания требуется обучение с целью активизация роли диафрогмальной мышцы с помощью специальных коррекционных упражнений.
Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию. Правильное дыхание обеспечивает четкое произношение звуков и реализацию непрерывного, плавного, интонационно и логически завершенного речевого высказывания.
Речевое дыхание по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое вдох. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется на столько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания – так называемый речевой выдох.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно с развитием речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. Тренировка речевого дыхания происходит в процессе гуления, лепета.
В дошкольном возрасте одновременно формируются связная речь и речевое дыхание. У детей без речевой патологии к 5 годам наблюдается в основном груднобрюшной (диафрагмальный) тип дыхания.
Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят трех – четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте с использованием
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.