Методические разработки по глагольной лексике, Бабина Г,В, , Белобородова Е, В,, Любимова М, М, страница 7

Дети в парах описывают действия со своими овощами.

"ФРУКТЫ

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

1   группа. Глаголы, называющие действия, связанные' с уборкой урожая:

срывать, снимать;

складывать, высыпать, перевозить, хранить'.

2   группа. Глаголы, называющие способы обработки и хранения продуктов:

-  мыть, резать, очищать;

-  варить, сушить, консервировать.

ПРИЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ

1.  Рассказ воспитателя по сюжетной картине.

2.  Игровая ситуация "Помогаем маме".

Дети помогают маме делать заготовки на зиму.

*

ИГРОВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ, УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ И АКТИВИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

1.     "Что делает, что сделал?"

П.: Насыпает...                                             Р.: Насыпал.

2.     "Сад".

Д.: Мы по саду шли, шли Яблоко нашли. Потянулись, сорвали, Дальше пошли.

П.: Вокруг себя повернись,

В яблоко превратись.

Далее ребенок- "яблоко" рассказывает о том, как его употребляет в пищу.

3.     "Волшебный лес".

П.: Белочка готовится к зиме. Она яблоки сушит, варит, мочит. А как к Зиме готовится зайчик?

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ

ЕДИНИЦ

1.  Составление рассказа по картину "В саду".

2.  Пересказ текста "Находчивый еж".

"ПТИЦы"

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

1  группа. Глаголы, обозначающие активно производимое звучание:

каркать, чирикать, тенькать, трещать, стрекотать, ворковать, щелкать, щебетать, курлыкать.

2группа. Глаголы движения; летать, ходить, прыгать.

3 группа. Глаголы, обозначающие конкретные действия:

вить (гнезда), откладывать, высиживать, вылупляться.

ПРИЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ

"Чтение. Про тех, кто летает" В.Бокова. "Кто чем поет" В.Бианки.

1.  Рассказ воспитателя по сюжетной картине.

2.  Наблюдения на прогулке.

3.  Загадки (отгадывание и заучивание).

Днем спит, ночью летает

Прохожих пугает (Сова). Вертится, стрекочет, Весь день хлопочет (Сорока).

Всех прилетных птиц черней

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне скачет

А зовется птица... (Грач).

Маленький мальчишка, в сером армячишке

По дворам шныряет, крошки собирает (Воробей).

ИГРОВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ, УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ И АКТИВИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

1.     "Подбери слово".

Кто может каркать? и т.д.

2.     "Радио".

Диктор говорит, что потерялась птица с желтой грудкой...

3.     "Незнайка ждет гостей".

В гости к Незнайке приходят разные птицы и рассказывают ему о себе.

4.     "Зоопарк".

Ребенок-экскурсовод рассказывает • детям - посетителям зоопарка о птицах, живущих в нем.

5.  "Закончи предложение". Ворона... каркает.

6.  "Ушки на макушке".

Я, ворона, я умею летать, каркать и т.д.

7. Заучивание стихотворения про клоуна Бима и воробья Бома. Бим как-то раз в саду сидел, Вдруг Бом веселый пролетел, Бом низко-низко пролетел,  А Бим поймать его хотел. Бом столб спокойно облетел -У Бима лоб весь день гудел. Бим крался, Бим дышать не смел, А Бом к забору отлетел. Бом на заборе повисел. И тут же снова улетел. Бим оглянуться не успел, Как Бом на крышу залетел, Бим лез по лестнице, пыхтел, А Бом, смеясь, в окно влетел. Бим со ступенек полетел, Бом на него с куста глядел. Бим от обиды заревел И тут же Бом к нему слетел. Так подружились Бим и Бом В саду сидят они вдвоем.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ

ЕДИНИЦ

1.  Пересказ текста "Чей нос?" В.Бианки или "В гостях у дятла" Ю.Дмитриева.

2.  Составление рассказа по серии картин "Птичья кормушка". "Птицы в нашем лесу" В.Чаплиной.

3.   Составление описательного рассказа по плану-схеме: величина, части тела, - цвет, чем питается, как передвигается, как кричит.

4.     "Зоопарк".

"Это синица. Летом она живет в лесу, а на зиму перекочевывает в город, к жилью человека. Она летает, собирает семена;