Методические разработки по глагольной лексике, Бабина Г,В, , Белобородова Е, В,, Любимова М, М, страница 5


- 10 щего эксперимента показало, что для дошкольников с системными нарушениями речи (в отличие от нормально развивающихся сверстников) характерно:

значительное ограничение объема семантических полей глаголов, количественное ограничение активного и Пассивного словарного запаса;

снижение возможностей спонтанного овладения семантикой глаголов;

трудности усвоения парадигматических связей глагольных лексем (нестабильность семантических связей, сужение и немногомерность ассоциативных связей, затруднения в понимании семантической близости слов и другие);

характерные особенности усвоения синтагматических отношении глаголов и словообразовательных процессов.

Анализ материалов констатирующего эксперимента дал возможность определить основные причины низкого уровня владения семантикой, парадигматикой, синтагматикой и эпидигматикой глаголоз, характерных для дошкольников с речевой патологией.

Ограничение объема семантических полей изучаемых групп гла-голов, трудности в понимании и объяснении лексических значений глаголов обусловлены проявлением дефекта речевого развития, и в частности, нарушением формирования символической функции слова.

Несформированность символической функции слова прослеживается в нарушении предметной отнесенности слов, неустойчивом характере лексических значений, дефектах образования функциональных связей между знаком и значением, между двумя или несколькими знаками, соотносящимися по значению.

Трудности актуализации, группировки, реализации сочетательных возможностей изучаемых глаголов обусловлены несформирован-ностью в сознании учащихся модели речевого действия, основными операциями которого являются выбор, организация и использование в речи соответствующих языковых средств. Нарушение процессов поиска, отбора и употребления в речи глаголов изучаемых ЛОТ определяется несформированностыо системы парадигматических и синтагматических отношений лексических единиц, что прослеживается в изолированном положении слов, относящихся к одному семантическому полю, ограничении смысловых связей слов, несформированности конструктивных умений развертывания семантики глаголов в предло-


- 11 жение.

Снижение возможностей дошкольников с речевой патологией в усвоении словообразовательных процессов определяется нарушением формирования языковой способности в целом, недостаточной сформи-рованностью тех языковых действий, которые обеспечивают создание обобщенного представления о языковом (в нашем случае морфоло-го-словообразовательном) явлении. Недоразвитие языковой способности определяет и нарушение развития чувства языка.

Результаты эксперимента доказывают необходимость поиска резервов организации и проведения коррекционно-ориентированной работы, направленной на обогащение словарного запаса дошкольников с ОНР.

S

Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента и методически ориентированное рассмотрение основных теоретических положений лингвистики о системном характере лексического уровня языка дают возможность разработать рекомендации к проведению словарной работы в условиях специальных логопедических групп детского сада.

Основныеположения, определяющиеспецификукоррекционной работынадсловомвлогопедическихгруппахдлядетейсобщимнедоразвитиемречи.

1.     Учет системности лексического материала в отборе, группировке, распределении изучаемых глаголов по темам.

- Составление словников глаголов, относящихся к различным ЛСГ (глаголов движения, звучания, восприятия и другие).

- Соотнесение глагольных группировок с конкретными темами с учетом покрываемости тем.

- Системная (ЛСГ, синонимы, антонимы, словообразовательные цепочки) презентация и репродукция глаголов.

2.    Обеспечение функционального усвоения лексического мате риала:

- предъявление и использование лексических единиц в речевых, учебно-речевых, игровых ситуациях;

-  постепенное раскрытие функционального потенциала усваиваемых глаголов.