- 10 щего эксперимента показало, что для дошкольников с системными нарушениями речи (в отличие от нормально развивающихся сверстников) характерно:
значительное ограничение объема семантических полей глаголов, количественное ограничение активного и Пассивного словарного запаса;
снижение возможностей спонтанного овладения семантикой глаголов;
трудности усвоения парадигматических связей глагольных лексем (нестабильность семантических связей, сужение и немногомерность ассоциативных связей, затруднения в понимании семантической близости слов и другие);
характерные особенности усвоения синтагматических отношении глаголов и словообразовательных процессов.
Анализ материалов констатирующего эксперимента дал возможность определить основные причины низкого уровня владения семантикой, парадигматикой, синтагматикой и эпидигматикой глаголоз, характерных для дошкольников с речевой патологией.
Ограничение объема семантических полей изучаемых групп гла-голов, трудности в понимании и объяснении лексических значений глаголов обусловлены проявлением дефекта речевого развития, и в частности, нарушением формирования символической функции слова.
Несформированность символической функции слова прослеживается в нарушении предметной отнесенности слов, неустойчивом характере лексических значений, дефектах образования функциональных связей между знаком и значением, между двумя или несколькими знаками, соотносящимися по значению.
Трудности актуализации, группировки, реализации сочетательных возможностей изучаемых глаголов обусловлены несформирован-ностью в сознании учащихся модели речевого действия, основными операциями которого являются выбор, организация и использование в речи соответствующих языковых средств. Нарушение процессов поиска, отбора и употребления в речи глаголов изучаемых ЛОТ определяется несформированностыо системы парадигматических и синтагматических отношений лексических единиц, что прослеживается в изолированном положении слов, относящихся к одному семантическому полю, ограничении смысловых связей слов, несформированности конструктивных умений развертывания семантики глаголов в предло-
- 11 жение.
Снижение возможностей дошкольников с речевой патологией в усвоении словообразовательных процессов определяется нарушением формирования языковой способности в целом, недостаточной сформи-рованностью тех языковых действий, которые обеспечивают создание обобщенного представления о языковом (в нашем случае морфоло-го-словообразовательном) явлении. Недоразвитие языковой способности определяет и нарушение развития чувства языка.
Результаты эксперимента доказывают необходимость поиска резервов организации и проведения коррекционно-ориентированной работы, направленной на обогащение словарного запаса дошкольников с ОНР.
S
Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента и методически ориентированное рассмотрение основных теоретических положений лингвистики о системном характере лексического уровня языка дают возможность разработать рекомендации к проведению словарной работы в условиях специальных логопедических групп детского сада.
Основныеположения, определяющиеспецификукоррекционной работынадсловомвлогопедическихгруппахдлядетейсобщимнедоразвитиемречи.
1. Учет системности лексического материала в отборе, группировке, распределении изучаемых глаголов по темам.
- Составление словников глаголов, относящихся к различным ЛСГ (глаголов движения, звучания, восприятия и другие).
- Соотнесение глагольных группировок с конкретными темами с учетом покрываемости тем.
- Системная (ЛСГ, синонимы, антонимы, словообразовательные цепочки) презентация и репродукция глаголов.
2. Обеспечение функционального усвоения лексического мате риала:
- предъявление и использование лексических единиц в речевых, учебно-речевых, игровых ситуациях;
- постепенное раскрытие функционального потенциала усваиваемых глаголов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.