- 4 кова).
Исходя из квалификации семантико-ассоциативных связей слов как имеющих первостепенное значение для актуализации лексических понятий в процессе порождения речи, можно полагать, что семанти-ко-парадигматическая и семантико-синтагматическая направленность в описании и усвоении учебного лексического материала должна рассматриваться в качестве основополагающей, так как она более всего соответствует психологической сущности процесса речепроизводства.
На словообразовательном (эпидигматическом) уровне важнейшее значение имеет ориентация на структурно-семантический анализ производных слов, формально-семантическую характеристику словообразовательных элементов, описание словообразовательных цепочек слов, словообразовательных гнезд.
Анализ литературных данных, связанных с характеристикой словарного запаса дошкольников с ОНР показывает, что несформиро-ванность лексической стороны речи (наряду с нарушением фонетической и грамматической ее стороны) рассматривается в качестве закономерного и постоянного симптома в структуре их речевого дефекта. Материалы исследований, посвященных проблеме развития речи детей с ОНР свидетельствует о том, что поиск методических резервов развития лексической стороны речи дошкольников связан с целенаправленным изучением проявлений и механизмов речевого дефекта, с установлением причин имеющихся трудностей.
Для получения объективных данных об особенностях лексической стороны речи у дошкольников с нарушенной речевой деятельностью было проведено экспериментальное обследование словаря детей (на материале глагольной лексики).
Обследование было направлено на:
определение особенностей владения глагольной лексикой дошкольниками с ОНР (по сравнению с нормой);
выявление трудностей усвоения глаголов на семантическом, парадигматическом, синтагматическом и эпидигматическом уровнях;
выяснение причин низкого уровня сформированности навыков владения глагольной лексикой у дошкольников с системными нарушениями речи.
При отборе приемов обследования словарного запаса дошкольников с ОНР мы исходили из следующих принципов: соответствие
- 5 экспериментальных заданий целям и задачам исследования, учет психологических и речевых особенностей детей, ориентация на установление зоны ближайшего развития испытуемых.
Содержательную основу исследования составили следующие экспериментальные задания (с глагольным лексическим наполнением):
1.Семантико-парадигматическийуровень:
подбор к словам, обозначающим предметы (явления) как можно большего количества слов-действий (направленная актуализация глаголов, относящихся к различным ЛОГ, к одной ЛСГ: "Что может делать самолет, конь, бабочка, дождь, волна, снежинка?" и т.д.); - подбор к словам, обозначающим субъект действия, глаголов, называющих характерные для них действия (направленная актуализация глаголов из конкретных ЛСГ глаголов звукоподражания: "Кто как кричит?, глаголов, называющих характерные физические действия животных: царапаться, лягаться, бодаться • "Какие животные как защищаются?" или "Что делают животные, птицы, когда сердятся?" и т.д.);
- дифференциация близких понятий (шьет, плетет, вяжет и другие);
объяснение значений глаголов (капать, моргать, ворчать, мчаться, выглядывать и другие);
подбор к данным глаголам антонимов (молчать . );
- подбор к данным глаголам синонимов (бежать ).
2.Синтагматическийуровень:
- составление словосочетаний и предложений с данными глаголами (глаголы из первой группы заданий);
- подбор к данным глаголам зависимых слов (существительных), представляющих различные семантические падежи: "субъект" (кто? что?), "прямой объект" (кого? что?), "объект - адресат" или "датив" (кому?) и другие (направленная реализация валентных свойств данных глаголов:
а) кто или что выполняет эти действия: гнется, ласкается, грустит и т.д.;
б) подбор к словам-действиям слов-предметов по образцу: рубят дрова, деревья, кусты; грузят...; слушают...; строят... и др.;
удивляются...; сравнивают...; перелезают...; остаются...; раскладывают... и другие).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.