Условия перевозок. Страхование грузов в контракте купли-продажи

Страницы работы

Содержание работы



УСЛОВИЯ  ПЕРЕВОЗОК


Ю.А. Чунтомова, аспирантка МПГУ


I)

Транспортные условия контрактов


Страхование грузов в контракте купли-продажи


П

родавая или покупая товар коммерсант зинтересован чтобы его торговая сделка оказалась рентабельной, т.е. принесла прибыль. В целях компенсации ущерба, который может возникнуть в результате гибели, уничтожения или повреждения товара по той или иной причине, не зависящей от грузоотправителя и получателя, продавец и покупатель прибегают к услугам сложившегося уже несколько столетий тому назад института страхования.

Цель страхования не только в том чтобы компенсировать прямую потерю, но также и в том чтобы обеспечить предпринимателю возможность продолжать нормальный ход коммерческой деятельности (торговли, посредничества, оказания услуг и пр.).

В деловом мире страхование позволяет принимать на себя разумный риск, высвобождать средства из созданных в компании резервов на случай непредвиденных обстоятельств и ликвидации их последствий.

Иногда можно услышать мнение о том, что нужно страховать груз, поскольку за его сохранность по закону полностью отвечает перевозчик. Однако, во-первых, это имеет место только при перевозках внутри страны, а во-вторых в законе предусмотрены обстоятельства, когда перевозчик освобождается от такой ответственности (например, по причинам непреодолимой силы и др.). Международные конвенции лимитируют пределы ответственности при морских перевозках суммой около 3 долл. США за 1кг, при автомобильных и смешанных - около 12 долл. США и тд Кроме того страхование груза в принципе не лишает страхователя права на предъявление претензии к перевозчику. Наоборот, страховщик зачастую направляет внимание и грузовладельца, и перевозчика не только на общее сокращение убытков, но и на правильное регулирование последствий происшедших негативных событий.


Продолжение.   Начало   см.   БТИ    I -4/2002 г.


БЮЛЛЕТЕНЬ   ТРАНСПОРТНОЙ   ИНФОРМАЦИИ   •   ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ   ЖУРНАЛ

УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗОК


С другой стороны, всегда требуется помнить, что страховщик покрывает не все убытки. Никто не компенсирует убытки, связанные с естественными свойствами товара, например, усушкой зерна в ходе длительной океанской транспортировки или покрытием ржавчиной стальной катанки. Когда речь идёт о страховании то прежде всего говорят о страховании убытков и расходов, связанных с аварией (average) при осуществлении морской перевозки. Эти убытки разделяют на два вида - убытки "общей аварии" (general average), которые распределяются между судном, фрахтом и грузом (конечно, между их владельцами - "участниками морского предприятия") и на убытки "частной аварии" (particular average), которые несёт тот, кто такую аварию потерпел или на кого возлагается ответственность за её совершение.

Детально нормы, относящиеся к общей аварии, содержатся в гл. XVI КТМ РФ и полностью соответствуют их толкованию в так называемых Йорк-Антверпенских правилах в последней редакции 1994г. Эти Правила содержат основные признаки общей аварии: такая авария всегда является "преднамеренной", т.е. происшедшая не по случайной причине, а вследствие сознательного действия (например, решения, принятого капитаном судна), которое было разумным, логически обоснованным (посадить судно на мель, чтобы не погибнуть), связана с чрезвычайным характером убытков (с расходами на снятие судна с мели), возникших в обстановке общей для судна, груза и фрахта опасности, во избежание последствий от которой были совершены те или иные разумные действия (наиболее типичные из них - выбрасывание груза за борт при опасном крене судна, тушение пожара, снятие с мели, заход в порт-убежище и возвращение судна на прежний маршрут).

Договором страхования (insurance contract, insurance treaty) является соглашение между страхователем и страховщиком, регламентирующее их взаимные обязательства. По договору страхования страховщик обязуется при наступлении страхового случая (insured accident, losses), т.е. фактического наступления события, повлёкшего за собой определённые последствия или убытки, произвести страховую выплату (возмещение убытков – compensation for damages/claim) страхователю или иному лицу (выгодоприобретателю - beneficiary), в пользу которого заключён договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховой взнос (страховую премию –insurance premium) страховщику в установленные сроки.

В подтверждение договора страхования и содержащихся в нём условий страховщик выдаёт страхователю свидетельство за своей подписью, которое называется страховым полисом (policy, insurance policy).

Транспортное страхование (transport insurance) является наиболее распространённым. Оно представляет собой совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на различных транспортных сообщениях (морских, автомобильных, железнодорожных, речных, воздушных и смешанных). Такое страхование регулируется правовыми нормами, содержащимися в гл. 48 ГК РФ и гл. XV КТМ РФ. Оно подразделяется на страхование средств транспорта: морских, речных и воздушных судов, автомобилей - грузовых и легковых, вагонов, цистерн, контейнеров и др., которое называется страхованием "каско" (casco) в отличие от страхования грузов "карго" (cargo). И страхование "каско", и страхование "карго" является имущественным страхованием – property insurance.

Похожие материалы

Информация о работе