Русско-турецкая война 1768 – 1774 гг. Восстание под руководством Емельяна Ивановича Пугачёва (1773 – 1775), страница 26

Невозможно создать полную картину  царствования Александра без упоминания просвещения. В 1802 году опубликован перевод Адама Смита «О богатстве народов». Первым переводчиком был вице-губернатор Черниговской губернии, переведена была по поручению Марии Фёдоровны, за казёный счёт. По приказу Александра вышла книга об английском управлении. В 1803 издано новое положение об устройстве учебных учреждений, на основе которого изданы в 1804 школьный и университетский уставы. В основе лежал принцип бессословности, бесплатность низших школ (гимназии и университеты – платные), преемственность программ (по реформе 1786 года). Низших (сельских) школ на практике по сути не было, т.к. их создание на плечах помещиков. Преемниками стали уездные училища и гимназии. Страна поделена на 6 учебных округов, т.к. кроме Московского университета появилось ещё 5, каждый из которых стоял во главе округа. 1802 год – возрождён Дерптский университет (единственный особый, немецкий университет, с богословской лютеранской кафедрой). 1803 – университет в Вильно (совр. Вильнюс). 1804 год – университеты в Харькове и Казани. 1804 год – для университетов создана кузница кадров – (Главный) Педагогический институт (Петербург), на базе которого в 1819 возник Главный учебный университет. Это были главные центры образования, имевшие свою автономию (ректоров выбирали самостоятельно; на территорию университета не могла заходить полиция). Создавались привилегированные учебные заведения (Царскосельский лицей; могли учиться дети дворян либо титулованных, либо тех, кто относится к старым родам). В университет брали детей закончивших младшую школу, т.е. он давал среднее и высшее образование. В 1817 году в Одессе появился Ришельевский лицей (от французских герцогов Ришелье). На базе последнего позже основан Новороссийский университет. В 1820 году в городе Нежине основан Нежинский Лицей (Гоголь окончил). В этот же период, один из представителей рода Демидовых, опекун Московского воспитательного дома, стал основателем Демидовского Лицея в Ярославле. Принят Цензурный устав, который вводил предварительную цензуру (1804 г.). Цензорами при Александре и Николае в основном были профессора. Он был снисходительным, говорили, что он не для стеснения свободы, а для принятия мер по злоупотреблению. До 1817 года (пока взгляды Александра не изменились), так и было. Некоторые изменения во внутренней политике внесли изменения во внешней политике (Тильзитский мир). Проявился он тем, что большим влиянием пользовался Алексей Аракчеев. Он прибыл в Петербург в 1803 году, стал военным министром. Александр тяготел к нему, имел общие увлечения и интересы, так же то, что он был «буффером» между ним и отцом. В 1807 году Александр подписал указ, что высочайшее повеление, прошедшее через Аракчеева, должно считать именным указом. Далеко не все были довольны Тильзитом, т.к. нарушались экономические интересы многих купцов и помещиков, ведь Россия присоединилась к континентальной блокаде. Брожение среди помещиков было, что отмечают все иностранные дипломаты. Недовольны офицеры, духовники, даже друзья Александра. Личность Аракчеева лишь усиливала. На фоне возвышения Аракчеева, к императору приближается М.М. Сперанский (1772 – 1839). Ему 36 лет. Совершенно необычное лицо при дворе императора. Он не дворянского происхождения, фамилия искусственная, сын священника Владимирской епархии, где в Семинарии и учился. В числе лучших учеников вызван в Петербург в открывающуюся Педагогическую семинарию. Он был «гением русской бюрократии». Он оставлен там преподавателем. Служебная карьера началась в 1797 году в канцелярии генерал-прокурора Куракина, сначала как домашнего секретаря. По вступлении Александра, он был секретарём Трощинского. В 1802 году переведён в министерство внутренних дел под руководство Кочубея. Тогда он составил свой первый проект государственного переустройства. Сложно сказать, насколько они отражали его личные взгляды. Он работал с Кочубеем, поэтому тесно общался с Негласным комитетом. Он сторонник тех идей, которые можно воплотить. Формулировал идеи, «витающие» в разговорах. Александр знал Сперанского ещё при Павле. В 1803 году Александр поручил ему составить планы проектов по организации учебных заведений, Однако, востребованными они оказались после Тильзита. Кризис в стране приводит к возвышению Сперанского и он фактически становится первым сановником в государстве. Он был франкофилом и умеренны либералом, что было важно в то время. В октябре 1807 года, отправляясь на смотр 1-ой армии, Александр взял его с собой. В 1808 году он сопровождает его во время поездки в Эрфурт. В 36 лет он приобретает известность и за границей. Легенда: Наполеон предлагал поменять Сперанского на какое-либо королевство. По возвращении, ему было поручено создать план новых реформ. Сперанский не делал того, чего от него не требовали. Характер Сперанского описан в «Войне и мире» Л.Толстого. Он стал заносчивым, перестал бояться. В 1809 году Сперанский составил проект «Введение к уложению государственных законов». Прежде всего он пояснил причины необходимости преобразований – нельзя не чувствовать дух времени, поэтому нужны реформы. Россия, по мнению Сперанского, находилась на грани социального взрыва. Проявление: неуважение к чинам и лентам (к начальству), в моральном ослаблении власти и падении авторитета. Частные улучшения он считал неуместными, т.к. вся ответственность на монархе, следовательно, может привести к конфликтам. Мудрость монарха приведёт к тому, что преобразования пройдут тихо и спокойно. Главная задача – создать монархию правильную, основанную на законе – «облечь самодержавие конституцией». В основу реформаторского замысла, разделяемого замысла, был положен принцип разделения властей, провозглашённый просветителями, философами и «декларацией прав человека» французской. Законодательную власть он предлагал сосредоточить в государственной думе (в первые появилось). Исполнительную власть сосредоточить в руках министерств – Правительствующий сенат должен был стать коллегиальным органом из министров. Судебная власть – судебному сенату. Расширялись права чиновников, власть монарха ограничивалась конституцией. Сперанский показал, что население делится на три состояния (сословия): крепостные крестьяне (не имеют политических и гражданских прав); купцы, мещане, государственные крестьяне (имеют только гражданские права); дворянство (все гражданские права, включая уникальное гражданское: право собственности на крестьян). Политических прав не имел никто. По новому положению, гражданские права должны были получить все, но не одинаково. Право владения живой собственностью (но в рамках закона) – только у дворян. Политические права предполагали отдать тем, кто имеет недвижимую собственность, без различия сословий. Духовенство как сословие не выделялось. Лишены политических прав те, у кого недвижимости нет: домашняя прислуга, некоторые ремесленники, рабочие. Права для того, чтобы выбирать местные органы управления. Должно было быть четыре уровня дум: волостные, окружные, губернские, государственные. Выборы косвенные: из состава депутатов низшей думы выбираются депутаты высшей думы. Волостные ещё более-менее прямо.