Русско-турецкая война 1768 – 1774 гг. Восстание под руководством Емельяна Ивановича Пугачёва (1773 – 1775), страница 19

Крестьянская политика развивалась в русле представлений Павла о том, что для крестьян наиболее благоприятно. Велено было приводить крестьян с остальными подданными для принесения присяги императору. Возник вопрос о церковной политике. Указом 29 января (9 февраля) 1797 года крестьянам приказано соблюдать спокойствие. Продолжалась расхватка казённых земель, поэтому многие частные крестьяне оказались крепостными. Павел успел за своё царствование 600 000 душ, а Екатерина – 850 000. Только в день коронации было роздано 82 000 душ. Екатерина раздавала как награду тем, кто с ней, а Павел – руководствовался идейными положениями. Он был убеждён, что крестьянам лучше под помещичьей властью. Самый знаменитый Павловский крестьянский манифест – Манифест «О трёхндевной барщине» от 5 апреля 1797 года. Павел регламентирует посещение православными крестьянами церкви по воскресеньям, выходным и праздничным дням. Руководствовался он тем, что в некоторых сёлах крестьяне так заняты барщиной, то в выходные не могут посещать церковь. Помещики обязаны освобождать крестьян от работы в воскресенье, а крестьяне обязывались идти в церковь. В основном, стиль Павловских указов носит рекомендательный характер, но принималось за обязательность. Он принял указ о запрещении продажи дворовых с молотка. Регламентировано и введено в законодательные рамки было Крепостное право на Украине – он запретил продавать крестьян без земли, объясняя, что прикреплены они к земле, а не к помещику. Купцам снова разрешалось покупать крестьян к предприятиям (посессионные). Регламентировано положение удельных крестьян. Без земли – на Украине, а к предприятиям покупались с землёй.

Особой политика Павла была по отношению к Православной церкви. Павел стал главой католического Мальтийского Ордена, что немного напрягало священников и было достаточно странным. Для Павла различия между Католиками и Православными не были важны, он даже приглашал Папу Римского в Россию. Он считал, что сможет объединить обе церкви в борьбе против революций и т.п. По некоторым государственным актам, монарх объявлялся главой православной церкви и управляет ей посредством Святейшего Синода. Он озаботился положением сельского духовенства и поставил его на службу властям. Сельские церкви должны были обеспечиваться участками земли. В 1797 году был подписан указ «чтобы церковный предел трудами прихожан обработан был». Сенат и Синод забеспокоился, что если на крестьян возложат новые повинности в пользу церкви, то это обострит отношения. Указ был дополнен – на «комплект» духовных лиц полагалось 33 десятины. Земли давались в пользование крестьянам, а священников должны были обеспечивать. По Александровским указам, священники сами должны были свои земли обрабатывать. Синод издавал указы о борьбе с пьянством среди православного духовенства, было запрещено духовенству участвовать в создании крестьянских жалоб, власть обязало местное сельское духовенство прекращать волнения и восстания. В общей литературе эти указы часто игнорируются. Создана чёткая система наблюдения за рядовым духовенством. Павел попытался решить проблему старообрядцев. Они делятся на два типа: одни должны иметь священников, другие – нет. Сначала это были священники, которые отказались от реформы Никона, затем те, кого рукоположили епископы, затем не осталось церковных иерархов. Власть решила давать им (старообрядцам) попов, которые бы работали по дониконовским канонам, но управлялись Синодом. Появилась Единоверческая церковь (здание Музея Арктики и Антарктики на ул. Марата). Идея была соединить их с православием, но не получилось. Павел духовных лиц воспринимал как других государственных лиц. Он ввёл систему наград для духовенства. При Павле стали награждать орденами епископов и архиепископов, затем это распространили на всё духовенство. Главным орденом духовных лиц был Орден Святой Анны. Военное духовенство, отличившееся в военных событиях, награждали Орденом Святого Владимира.