Жалованная грамота селу была подготовлена, но не обнародована, из-за страха от волнений дворян и самих же крестьян.
Устав о народных училищах 1786 года. Министром Просвещения был Иван Иванович Бецкой. Система Бецкого предполагала воспитание детей в среде в отрыве от вредоносной для детей среды. Бецкой создал уникальные, но штучные учебно-воспитательные заведения: Воспитательные дома, учебно-воспитательное учреждение – Смольное женское общество благородных девиц, воспитательное для купцов, шляхетский морской корпус и училище при Академии художеств. В каждой губернии должен был быть основан приказ сиротского призрения. Разговор о создании новой системы образования проходил с Иосифом II, где эта система уже действовала. Австрийцы порекомендовали Ф.И. Янковича де Мириево. «О должностях человека и гражданина». Работа Янковича вместе с Бецким. В 1783 году оно переведено на русский язык и адаптировано. В Петербурге была создана учительская семинария, заведение, которое готовило будущих учителей, т.е. появилось профессиональное педагогическое обучение. В 1786 году принят устав о Народных училищах, учителя уже были подготовлены. По Бецкому, на первом месте воспитание, затем – образование, а по уставу – наоборот, внимание воспитанию не уменьшилось. В этом уставе изложены требования к педагогу (актуальные до сих пор). Учитель должен был уметь сделать детей послушными. Обязательно требовался индивидуальный подход. Устав провозглашал отказ от телесных наказаний. Во всех училищах обязательно должны были изучать «О должностях …». Чтобы хорошо жить, необходимо быть законопослушным, слушать начальство, верить в Бога и соблюдать все правила, быть дружелюбным, честным, искренним, взаимовежливым и т.д. Для организации училищ появились десятки книг по методике и воспитанию и т.д. До изучения азбуки, нужно было выучить правила учтивости (этикета). Создавалась сеть училищ, но только городских. В каждом уездном городе должно было быть открыто малое народное училище с двухлетним сроком обучения. Во всех губернских городах кроме малых, открывались народные училища с четырьмя классами. Изучали математику, географию, физику, архитектуру, историю, иностранные языки (те, с которыми район имеет общение). В Крыму – греческий язык, в Иркутске – китайский, на западе – европейские языки. Коренные изменения произошли в методике преподавания – появилась классно-урочная система. Училища были бессословными, не делились по гендерному принципу. Помещики могли учить и своих дворовых. Появилось их довольно много.
В 25-ти губерниях они были открыты. Положение училищ было убогим. По началу, учителя были плохими и готовить детей не очень хотели. Губернаторы должны были следить. К концу царствования появилось 49 главных училищ, в них 7 000 учеников, а так же 239 малых училищ, в которых за 15 учеников. Всего около 22 200 учеников. Можно было пройти дополнительные курсы в главных училищах и поступить в Московский государственный университет. Из главных училищ вскоре были образованы губернские школы, позже переросшие в советские трудовые, а дальше и в современную российскую школу. 20 сентября 1789 года Екатерина подписала указ о повивальных бабках (акушерки), в каждой губернии должны были быть подобные государственные служители, и обслуживать они должны были не только дворян, а все сословия. Появились специальные училища, при воспитательных домах. Частная практика была хорошим способом заработать, а на государственной службе – получали мало. Чаще всего они и отдавали детей в Воспитательные дома. Появились специальные повивальные институты, где их обучали, практику часто проходили на месте.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.