- Концерн – комплекс предприятий различных отраслей, сохраняющих все виды самостоятельности, но под контролем одной финансовой группы. Концерн образуется путем приобретения финансовыми магнатами контрольных пакетов акций предприятий.
- Комбинат - объединение предприятий связанных отраслей промышленности(металлургический и т.п.).
Занимая значительное положение в производстве и сбыте определенного товара, монополии устанавливают монопольные цены. Система монопольных цен состоит из монопольно высоких цен на продукцию и монопольно низких цен на сырьё, материалы.
Экономическая форма реализации господства монополий – монопольная прибыль – состоит из средней прибыли и монопольной сверхприбыли, которая представляет собой разницу между монопольно высокой ценой и ценой производства.
Монопольная прибыль=Рср+ монопольная сверхприбыль.
Монопольная сверхприбыль= монопольно высокая цена- цена производства.
Источники монопольной прибыли:
1) Эксплуатация рабочих, занятых на предприятиях монополий.
2) Эксплуатация рабочих других стран.
3) Часть прибавочной стоимости немонополистической буржуазии.
4) Часть доходов мелких товаропроизводителей.
Источники монопольной прибыли - эксплуатация рабочих внутри страны и за её пределами и неэквивалентный обмен на внутреннем и международном рынке.
В условиях монопольного производства конкуренция не исчезает, а ужесточается.
Внутриотраслевая конкуренция приобретает формы:
1) Конкуренция между монополиями одной отрасли.
2) Конкуренция внутри монополии между её участниками. Например: в картеле идет борьба за большую квоту производства, лучший рынок сбыта.
3) Конкуренция между монополиями и немонополизированными предприятиями.
4) Между немонополизированными предприятиями.
Межотраслевая конкуренция приобретает формы:
1) Конкуренция между предприятиями, производящими взаимозаменяемую продукцию (металл-пластмасса).
2) Развитие диверсификации – проникновения монополии в различные отрасли. Например, Mitsubishi производит 50000 видов продукции.
3) Конкуренция за $ потребителя в бытовой сфере – ограниченный спрос потребителя означает, что деньги, затраченные на один товар, не могут быть израсходованы на другой.
Методы борьбы: лишение конкурентов сырья, рынков сбыта, ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция на ассортименте, качестве, сервисе.
Концентрация производства и капитала в отдельной стране ведет к возникновению монополий, захватывающих и делящих внутренний рынок. Дальнейшее развитие концентрации производства и капитала приводит к образованию международных монополий. Причина их образования – развитие концентрации производства и капитала, для которого недостаточны размеры внутреннего рынка.
Международная монополия - объединение предприятий, которое сосредотачивает под своим контролем крупнейшую часть потребления и сбыта товаров в мировом масштабе.
Цель международных монополий – раздел мирового рынка, установление системы монопольных цен, обеспечение присвоения монопольной прибыли.
Транснациональные корпорации (ТНК)–национальные по капиталу, международные по сфере деятельности.
Многонациональные корпорации (МНК) – международные по капиталу и по сфере деятельности.
Борьба международных монополий за раздел рынков сбыта, источников сырья – экономический раздел мира.
Ссудный капитал – денежный капитал, предоставляемый его собственником во временное пользование функционирующ. т.е. промышленному и торговому капиталисту, с целью получения дохода в виде процента.
Источниками ссудного капитала являются:
1) Часть временно свободного промышленного капитала, включающая:
а) амортизационные исчисления;
б) часть прибыли предназначенной для накопления;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.