Общественное производство и его основные факторы. Предмет дисциплины «Экономика», страница 35

-  Концерн – комплекс предприятий различных отраслей, сохраняющих все виды самостоятельности, но под контролем одной финансовой группы. Концерн образуется путем приобретения финансовыми магнатами контрольных пакетов акций предприятий.

- Комбинат - объединение предприятий связанных отраслей промышленности(металлургический и т.п.).

46. Монопольная цена и монопольная прибыль

Занимая значительное положение в производстве и сбыте определенного товара, монополии устанавливают монопольные цены. Система монопольных цен состоит из монопольно высоких цен на продукцию и монопольно низких цен на сырьё, материалы.

Экономическая форма реализации господства монополий – монопольная прибыль – состоит из средней прибыли и монопольной сверхприбыли, которая представляет собой разницу между  монопольно высокой ценой и ценой производства.

Монопольная прибыль=Рср+ монопольная сверхприбыль.

Монопольная сверхприбыль= монопольно высокая цена- цена производства.

Источники монопольной прибыли:

1)  Эксплуатация рабочих, занятых на предприятиях монополий.

2)  Эксплуатация рабочих других стран.

3)  Часть прибавочной стоимости немонополистической буржуазии.

4)  Часть доходов мелких товаропроизводителей.

Источники монопольной прибыли - эксплуатация рабочих внутри страны и за её пределами и неэквивалентный обмен на внутреннем и международном рынке.

47. Монополии и конкуренция

В условиях монопольного производства конкуренция не исчезает, а ужесточается.

Внутриотраслевая конкуренция приобретает формы:

1)  Конкуренция между монополиями одной отрасли.

2)  Конкуренция внутри монополии между её участниками. Например: в картеле идет борьба за большую квоту производства, лучший рынок сбыта.

3)  Конкуренция между монополиями и немонополизированными предприятиями.

4)  Между немонополизированными предприятиями.

Межотраслевая конкуренция приобретает формы:

1)  Конкуренция между предприятиями, производящими взаимозаменяемую продукцию (металл-пластмасса).

2)  Развитие диверсификации – проникновения монополии в различные отрасли. Например, Mitsubishi производит 50000 видов продукции.

3)  Конкуренция за $ потребителя в бытовой сфере – ограниченный спрос потребителя означает, что деньги, затраченные на один товар, не могут быть израсходованы на другой.

Методы борьбы: лишение конкурентов сырья, рынков сбыта, ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция на ассортименте, качестве, сервисе.

48. Международные монополии: причины формирования, сущность и формы

Концентрация производства и капитала в отдельной стране ведет к возникновению монополий, захватывающих и делящих внутренний рынок. Дальнейшее развитие концентрации производства и капитала приводит к образованию международных монополий. Причина их образования – развитие концентрации производства и капитала, для которого недостаточны размеры внутреннего рынка.

Международная монополия - объединение предприятий, которое сосредотачивает  под своим контролем крупнейшую часть потребления  и сбыта товаров в мировом  масштабе.

Цель международных монополий – раздел мирового рынка, установление системы монопольных цен, обеспечение присвоения монопольной прибыли.

Транснациональные корпорации (ТНК)–национальные по капиталу, международные по сфере деятельности.

Многонациональные корпорации (МНК) – международные по капиталу и по сфере деятельности.

Борьба международных монополий за раздел рынков сбыта, источников сырья – экономический раздел мира.

49. Ссудный капитал и его источники. Особенности кругообороту ссудного капитала

Ссудный капитал – денежный капитал, предоставляемый его собственником во временное пользование функционирующ. т.е. промышленному и торговому капиталисту, с целью получения дохода в виде процента.

Источниками ссудного капитала являются:

1) Часть временно свободного промышленного капитала, включающая:

а) амортизационные исчисления;

б) часть прибыли предназначенной для накопления;