Развитие капиталистического производства усиливает его общественный характер. Он проявляется …
· В концепции средств производства и рабочей силы на крупных капиталистических предприятиях, т.е. в увеличении размеров капиталистического производства
· Общественный характер производства усиливается в результате развития общественного разделения труда, которое приводит к постоянному усилению взаимосвязи и взаимодействие между различными отраслями территориями и предприятиями. Отдельный товар все более становится результатом коллективного труда огромного числа рабочих ранее раздробленных и процессы производства сливаются в один общий процесс производства. Присвоение результатов этого общественного производства остается частным. Возникновение и развитие противоречий между общественным производством и частнокапиталистического присвоения результатов труда есть экономическое противоречие оно разрешено может быть только уничтожением частным собственности на средства производства и утверждено общественной собственностью на средства производства.
В современной западной учебной и научной литературе преобладают «вещные» трактовки капитализма по Макконнелу и Брю. Капитал – это созданные человеком ресурсы используемые для производства товаров и услуг; товары которые непосредственно не удовлетворяют потребностей человека, инвестиционные товары, средства производства субъективистский подход «вещной трактовки» выдвигалась Фишером: 'Все что дает человеческие 'услуги', т.е. отражается в его сознании как источник удовлетворяющей составляющей богатство.' Следовательно любой запас богатства от бутерброда до природных ресурсов есть капитал, а услуги от него есть доход.
Т.к. каждый из нас обладает 'запасом богатства' и получает от нее доход то Фишер провозглашает всех без исключения капиталистами которые отличаются друг от друга лишь величиной индивидуальных капиталистических доходов.
Теория 'человеческого капитала'
В 60-е годы 20-го столетия появилась теория 'человеческого капитала (Шульц, Бекер и др.) сторонники этой теории исходят из существования двух факторов производства: 'Физического капитала.
Теория человеческого капитала носит аплогетский характер пытаясь обосновать изменение социальной природы капитализма, в следствии того, что наряду с собственными средствами производства появится новая группа собственников – владельцев человеческого капитала.
Так Гер Шульц пишет: 'Неквалифицированные рабочие стали капиталистами в том смысле, что приобрели много знаний и навыков, которые имеют экономическую ценность, поэтому современное экономическое общество в соответствии с теорией человеческого капитала состоит не из двух антагонистических классов наемной рабочих и буржуазии, а из двух мало чем отличающихся групп капиталистов.
На поверхности явления зарплата при капитализме кажется платой за труд. Создается видимость, что именно труд является объектом купли продажи, представляет собой товар, который имеет стоимость и цену, но труд не является товаром:
· Во-первых, чтобы быть проданным, в качестве товара, труд должен существовать до продажи, но это не возможно, т.к. труд может иметь место только после соединения рабочего со средством производства. Однако при капитализме рабочий лишен средств производства, поэтому он не может начать трудиться до соединения со средствами производства принадлежащими капиталисту, т.о. до продажи труд иметь место не может, а существует лишь способность труда или рабочая сила.
· Во-вторых если бы рабочий владел средствами производства и трудился с их помощью, то тем самым он превратился бы в простого товаропроизводителя в этом случае он продавал бы не труд, а продукт своего труда.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.