Одним из основных направлений буржуазно-экономической теории является МАРЖИНАЛИЗМ, который основан на теории предельной полезности. С позиции маржинализма экономическая наука изучает поведение людей в производстве, распределении, обмене, потреблении. Это поведение, по их мнению, обусловлено стремлением индивидов увеличить получаемую в обмене друг с другом полезность. Сама полезность определяется как разность между удовольствиями от обладания благами (доход) и неудовольствиями, связанными с их приобретением (издержки). Такое стремление выводится из вечных законов психологии, свойственной человеческой природе. В свою очередь из этого стремления выводятся свои принципы и законы рационального поведения людей, которые считаются экономическими законами. Экономические законы трактуются как не исторические, обусловленные вечной природой человека.
В отличие от трудовой теории стоимости по которой стоимость и цена различные экономические категории, в основе которых лежит труд, т. е. производство, теория предельной полезности отождествляет цену товара и его ценность. Понятие ценности употребляется вместо стоимости. Величина ценности выводится из психологии поведения потребителей, т. е. имеет субъективную оценку. Считается, что индивид всегда может соизмерить полезность обмениваемых благ.
Полезность блага — это разность между суммой удовольствий и суммой неудовольствий, получаемых от него.
Предельной полезностью блага называется прирост полезности, который доставляется увеличением данного блага на единицу. С увеличением объема какого-либо блага его предельная полезность уменьшается. Например, второе пирожное доставляет меньше удовольствия, чем первое, третье — чем второе, а полезность двадцатого может быть отрицательной величиной.
Каждый индивид стремится получить в обмен на свои блага такой набор благ, который имеет наибольшую полезность, поэтому он обменивает блага так, чтобы полезность приобретаемых благ была не меньше полезности отчуждаемых. Максимальная цена, которую он согласен заплатить за благо это дать в обмен за него благо, имеющее такую же предельную полезность, что и приобретаемое.
Цена спроса — это максимальная цена, устанавливаемая продавцом, по которой можно продать товар. Спрос на рынке предъявляет множество покупателей. Для каждого из них товар имеет свою индивидуальную предельную полезность и каждый из них согласен заплатить свою цену. Установление цены на максимальном уровне, по которой можно продать товар с одной стороны "отсекает" от приобретения товаров тех покупателей, для которых эта полезность наиболее высока. С другой стороны такое установление цены означает уравнивание спроса на товар с объемом данного товара. Цена спроса считается выражением предельной общественной полезности. Уровень предельной общественной полезности зависит от соотношения между размерами запаса данного блага и потребностью в нем, т. е. от его редкости. Чем меньше объем запаса блага, по сравнению с размером потребности в нем, тем выше его редкость, а значит его предельная полезность и цена на рынках. Так, с позиции трудовой теории стоимости автомобиль потому имеет высокую стоимость, а значит и цену, что на него затрачивается большое количество общественно необходимого рабочего времени. С позиции теории предельной полезности автомобиль дорого стоит потому, что он более редкое благо, чем, например, соль или спички. В действительности максимальная цена, которую готов заплатить индивид за товар зависит не только от полезности данного товара, а прежде всего от количества денег, которыми располагает индивид. Отсюда следует, что предельная полезность зависит не от редкости товара, а от размеров кошелька покупателей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.