Государственная регистрация субъектов предпринимательства. Условия и порядок прекращения деятельности юридического лица, страница 13

При определении оптимальных масштабов бизнеса необходимо учесть следующие особенности малых и средних предприятий:

1. Ограниченные ресурсы

2. Чувствительность к колебаниям спроса

3. Спрос на продукцию неравномерен в течение года

4. Предприятие интересуют не столько объекты продаж, сколько полученная прибыль или доход

Допустим, что мы организовываем бизнес по грузоперевозкам. необходимо решить, сколько нужно купить грузовых автобусов.

Алгоритм принятия решения о масштабах бизнеса:

1. Спрогнозировать возможный спрос с учетом сезонности

Квартал

Прогнозируемый спрос, заказов/кв

V обеспеченные лимитирующим средством, заказ/кв

V необеспеченные лимитирующим фактором, заказ/кв (loss)

Величина покрытия, товар/кв

I

100

150 (300)

-

-

II

300

150 (300)

150 ( - )

15000

III

400

150 (300)

250 (100)

25000/10000

IV

200

150 (300)

50 ( - )

5000

Всего

1000

450/100

45000/10000

2. Определить пропускную способность лимитирующего фактора (ОС или персонала)

В нашем примере лимитирующим фактором является автобус + водитель, пропускная способность составляет 150 заказов/квартал.

3. Сравнить возможный спрос и то количество ТРУ, которое м.б. при различном количестве лимитирующего фактора

В результате сравнения могут сложится следующие ситуации:

а) все потенциальные клиенты обслуживаются б) весь спрос удовлетворить невозможно

4. Решается задача - максимум по обслуживанию всего потенциального спроса, определяется необходимое для этого количество активов (например оборудование) и/или персонал.

Расчет ведется с учетом максимальной величины спроса в течение года.

5. Рассчитывается несколько вариантов по количеству используемых активов или персонала, начиная с максимально необходимой (3), заканчивая минимально возможным (1).

Для каждого случая рассчитываются масштабы бизнеса и затраты, которые нужно понести, чтобы выполнить эти масштабы бизнеса:

а) затраты на содержание лимитирующего оборудования и персонала (TFCлим)

Затраты на содержание оборудования включают:

- затраты на его обслуживание и ремонт (обычно в % от стоимости) и затраты, связанные с инвестированием, умноженные на ставку дисконтирования. Это позволяет учесть упущенную выгоду, при альтернативном размещении средств.

Затраты на содержание персонала включают:

- ЗП

Для нашего примера

б) неполученная (упущенная) прибыль или доход из-за того, что часть спроса осталась не обслужена.

При расчетах учитываются потерянные V продаж, рассчитывается не прибыль, а величина покрытия (В - AVC (средние переменные затраты).

Для нашего примера: цена за 1 перевозку составляет в среднем 200 т.р., а AVC - 100 т.р.

P=200 т.р.

AVC= 100 т.р.

VC1loss=(P-AVC)*Qloss

VC2loss=(200-100)*150=15000 т.р.

VC3loss=(200-100)*250=25000 т.р.

VC4loss=(200-100)*50=5000 т.р.

Количество лимитирующего оборудования (Nlim (Qlim))

Масштабы бизнеса, заказ/год (Q)

Потери бизнеса из-за не обслуженного спроса, т.р/кв (VCloss)

Затраты связанные с содержанием лимитирующего фактора, т.р/кв (TFClim)

Затраты на лимитирующий фактор и потерянная прибыль, т.р./кв (TFClim+ VCloss)

1-opt

1000-450=550

45000

199020

244020

2

900

10000

398040

408040

3

1000

-

597060

597060

4

1000

-

796080

796080