Решением этой системы являются оценки неизвестных параметров:
N N N N
∑(xi − x)( yi − y) N∑ ∑ ∑x yi i − xi ⋅ yi θˆ1 = i=1 ∑N 2 = i=1 N i=1 N i2=1 = xy2 −( )x y⋅ 2 , (13)
(xi − x) N∑ ∑xi2 − xi x − x
i=1 i=1 i=1
θˆ = 1 ∑ ∑N yi − 1 N xiθˆ1 = y − xθˆ1. (14)
0
N i=1 N i=1
Здесь следует особое внимание обратить на разницу между такими понятиями, как «неизвестные параметры θ0 и θ1» и «оценки неизвестных параметров θˆ0 и θˆ1». Оценки параметров по своей сути являются случайными величинами и зависят от исходных данных. Каждое значение, полученное по соотношениям (13) и (14), можно рассматривать как отдельную реализацию случайной величины. Истинные же значения параметров всегда остаются неизвестными. На практике мы имеем дело ТОЛЬКО с оценками, степень доверия к которым может быть различной.
3.4. Интерпретация параметров уравнения парной регрессии
Возможность четкой экономической интерпретации неизвестных параметров уравнения регрессии сделало модель парной регрессии достаточно распространенной в эконометрических исследованиях.
Величина параметра θ1 показывает среднее изменение отклика с изменением регрессора на одну единицу.
Что касается параметра θ0 , то формально можно сказать, что это значение y при x = 0. Однако часто этот параметр вообще может не иметь экономического содержания. Если регрессор по своему смыслу не имеет и не может иметь нулевого значения, то такая трактовка не имеет смысла. Попытки экономической интерпретации параметра θ0 иногда могут приводить к абсурдным результатам (особенно при θ0 < 0).
Однако в любом случае можно проинтерпретировать знак параметра θ0 . Так, если θ0 < 0, то относительное изменение отклика оказывается меньше относительного изменения регрессора. И, наоборот, если θ0 > 0, то относительное изменение отклика оказывается больше относительного изменения регрессора. Для доказательства этого утверждения достаточно
рассмотреть относительные изменения x и y . Пусть dy < dx , тогда
y x
< ,
dx x dx x
откуда θ0 > 0. Для случая θ0 < 0 доказательство проводится аналогично.
Рассмотрим пример. Пусть зависимость оборота фирмы от затрат на рекламу описывается уравнением yˆi =10 + 2.8xi ( y – оборот (млн. руб.), x – затраты на рекламу (тыс. руб.)). Тогда значение оценки θˆ1 = 2.8 означает, что увеличение рекламных затрат на одну тысячу рублей влечет за собой увеличение оборота в среднем на 2.8 млн. руб. Значение оценки θˆ0 =10 может означать среднюю величину оборота при полном отсутствии рекламы. Положительный знак θˆ0 означает, что относительное изменение затрат на рекламу больше относительного изменения оборота. Действительно, пусть затраты на рекламу увеличились с 10 тыс. руб. до 11 тыс. руб., тогда относительное изменение затрат на рекламу есть
dx 11 10−
= = 0.1.
x 10
Аналогичным образом можно вычислить относительное изменение оборота
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.